|
Петер Петерсен (Petersen)(26.06.1884 г., Фленсбург, - 21.03.1952 г., Иена), немецкий педагог. Образование получил в университетах Лейпцига, Киля, Копенгагена, Позена; в 1908 г. на философском факультете Йенского университета защитил диссертацию на тему "Идея развития в философии В. Вундта". Педагогическую деятельность начал в 1909 г. учителем средней школы. В 1920 г. возглавил экспериментальную школу в предместье Гамбурга. В 1920 г. преподавал философию и педагогику в только что открывшемся Гамбургском университете. С 1923 г. работал в Йенском университете (профессор кафедры педагогики), где, в частности, руководил педагогической семинарией (основанной в 1844 г. К. Стоем) и образцовой школой. Педагогическая семинария по инициативе Петерсена в 1924 г. была преобразована в Научно-воспитательное заведение, к которому впоследствии были присоединены несколько дошкольных учреждений, объединённых в центр исследований дошкольника. Здесь активно продолжал начатые в Гамбурге эксперименты по апробации новых форм обучения и воспитания в рамках дифференцированного подхода к способностям и склонностям детей. Полученные результаты и их теоретическое обоснование оформил в виде доклада, с которым выступил на 4-м конгрессе "Всемирного союза за обновление воспитания" (1927 г.). С этого момента началось широкое распространение концепции Петерсена, названной Йена-планом. По приглашению педагогической общественности и государственных педагогических учреждений посетил с докладами о своей концепции США (1928 г.), Чили (1929 г.), Великобританию (1930 г.) и Южную Африку (1937 г.). С приходом к власти национал-социалистов оставил работу в университете. В 1945 г. возглавил созданный по его инициативе социально-педагогический факультет Йенского университета. Последние годы жизни провел в Швейцарии и ФРГ. Петерсен выступил одним из ведущих реформаторов школ в Германии. В 1912 г. был избран в правление "Союза за школьную реформу". Был сторонником единой школы и обновления народного образования. Совместно с женой Э. Петерсен заложил основы нового направления педагогических исследований, в котором решающее значение отводилось изучению педагогической действительности - того, что реально происходит в жизни детей в детском саду, в школе, в семье. Им разработана особая методика изучения педагогического факта, его регистрации и анализа. Петерсен стремился преодолеть прагматизм и утилитаризм школьного обучения, пытался сделать школьную систему более гибкой. Предпочитал работать с небольшими группами учащихся, в которых облегчается совместная деятельность и взаимопонимание. Реализм исследований Петерсена был направлен на преодоление отрыва школы от жизни, против педагогической схоластики, умозрительных систем воспитания и обучения. Сочинения: Aufstieg der Begabten, Lpz. –В., 1916; Gemeinschaft und freies Menschentum, Gotha, 1919; Allgemeine Erziehungswissenschaft, Tl l, B., 1924, Der Ursprung der Pädagogik, Tl 2, B.-Lpz., 1931; Der Bildungsweg des neuen Erziehers, Lpz, 1924; Innere Schulreform und neue Erziehung, Jena, 1925; Die neueuropäische Erziehungsbewegung, Weimar, 1926; Der Jena-Plan einer freien allgemeinen Volksschule, Langensalza, 1927, 1936; Eine freie allgemeine Volksschule nach den Grundsätzen neuer Erziehung, Bd l-3, B, 1930; Pädagogik, B, 1932, Führungslehre des Unterrichts, Langensalza – B. – Lpz., 1937, 1963; Die pädagogische Tatsachenforschung, Paderborn, 1965 (mit E Petersen). Литература: Новые системы образовательной работы в школах Европы и Северной Америки, под редакцией С. В. Иванова и H.H. Иорданского, M, 1930, Dietrich T, P Petersen Leben und Werk, Fr. /M., 1958; Döpp-Vorwald H, Die Erziehungslehre P Petersen, Ratingen, 1969. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 143-144. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|