Ричард Стэнли Питерс

Ричард Стэнли Питерс (Peters)

(родился 31.10.1919 г.), английский педагог, представитель аналитического направления в педагогике. Образование получил в Кембриджском и Лондонском (окончил в 1940 г.) университетах. В 1962-1982 гг. профессор философии образования в Институте педагогики Лондонского университета.

Педагогические взгляды Питерса основаны на принципах философии лингвистического анализа. Многие теоретические положения он развивает в полемике с педоцентристами. В центре внимания Питерса - выработка, уточнение и систематизация основополагающих понятий педагогики. Главной целью воспитания и обучения считает образованность, под которой понимает формирование системы понятий, овладение определёнными знаниями, формами мышления и поведения. Большое значение придаёт воспитанию внутренней потребности в знаниях, развитию логического мышления учащихся. Особенность концепции обучения Питерса - акцент на формирующей функции знания, внимание к ценностной структуре образования (как к передаче научных, духовных и моральных ценностей определённой культуры подрастающему поколению). Обучение, по Питерсу, - совокупность процессов учения, которые стимулируются преподаванием и на основе которых развиваются желаемые качества ума, включающие знание и понимание.

Разрабатывая теорию воспитания, Питерс отказывается от признания религиозной морали в качестве основы нравственного воспитания; протестует против авторитарного воспитания, с одной стороны, и против открыто индивидуалистических тенденций - с другой. Стремясь преодолеть релятивизм и нигилизм в морали, предлагает систему нравственного воспитания на методологической основе неопозитивистской этики, "рациональный кодекс нравственности", основанный на положении об особой логике языка морали. Важнейшим нравственным принципом считает умение учитывать интересы других людей, поставить себя на место другого человека. Значительную роль отводит воспитывающему характеру обучения, считая, что образование неотделимо от нравственного воспитания и формирования мировоззрения.

Влияние исследований Питерса велико не только в Великобритании и США, но и в других англоязычных странах.

Литература: Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии, М., 1977.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 152.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу