Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

(09.07.1941) — доктор психологических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе». Заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО. Член Союза художников РФ. Лауреат Премии правительства в области образования (1999), лауреат премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» за особый вклад в работу с одаренными детьми (2002), награжден медалями: К.Д. Ушинского (1999), «Все краски мира» (За заслуги в развитии детского творчества, 2007), «В память 850-летия Москвы».

В 1965 году окончил среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. Работал в мастерских Большого театра и, в качестве художника-постановщика, в Ереванском театре оперы и балета. Член союза художников Москвы (секция театра и кино). В 1972 году, заинтересовавшись детским художественным творчеством, поступил в аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН (сейчас - Психологический институт РАО). В 1975 году стал сотрудником института. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1994 докторскую диссертацию на тему «Психологические основы способностей к художественному творчеству». В 1991 г. А.А. Мелик-Пашаев начал работать в журнале «Искусство в школе» и вскоре возглавил его.

Александр Александрович Мелик-Пашаев — автор концепции эстетического отношения к миру как целостно-личностной основы художественного развития и художественно-творческой одаренности. Ему принадлежат трактовка способностей как «органов самореализации» творческого «Я» человека, создание ряда оригинальных методик изучения и диагностики художественного развития в его актуальных и потенциальных формах, работы, направленные на преодоление разрыва между научным познанием в его традиционном понимании - и духовным опытом. За годы научной деятельности А.А. Мелик-Пашаев опубликовал 140 работ в научных и научно-популярных изданиях. В последних работах А.А. Мелик-Пашаева рассматривается вопрос о «ключевых» переживаниях, которые определяют направление и успешность творческой самореализации человека в дальнейшей жизни, а также обосновывается понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека.

Источник: http://f-mt.ru/Aleksandr-Aleksandrovich-Melik-Pashaev;

http://ru.hayazg.info/Мелик-Пашаев_Александр_Александрович;

https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/16848/;

https://ross_psihologists.academic.ru/Мелик_Пашаев_Александр_Александрович

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Ступеньки к творчеству: (Худож. развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М., 1987;

Как развивать художественное восприятие у школьника / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М., 1988;

Психологические основы художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997;

Мировая художественная культура: 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Рожновский. – М., 2001.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского