Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

[28.01(09.02).1874 г., Пенза, – 02.02.1940 г., Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923 г.). Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 г. поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 г. – на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 г. вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли Мейерхольда – Треплев, Тузенбах («Чайка», «Три сестры» Чехова), Иоганнес («Одинокие» Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» Шекспира). В 1902 г. Мейерхольд ушёл из МХТ; до 1905 г. возглавлял организованное им «Товарищество новой драмы» (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа Мейерхольда, связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольда в Студии на Поварской (Москва, 1905 г.), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольдом спектакли («Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906 – 1907 гг. Мейерхольд был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908 г.), Мейерхольд ставил уже иную задачу – возрождение принципов «театра прошлых эпох»; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольда в Студии на Бородинской (с 1914 г., Петербург), где Мейерхольд поставил «Незнакомку» и «Балаганчик» Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл Мейерхольда в первые же годы после Октябрьской революции 1917 г. к выдвижению идей «Театрального Октября», направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности Мейерхольда в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920 – 1938 гг. Театра имени Мейерхольда были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения «трибуны» и «зрелища». Это характерно для спектаклей «Мистерия-Буфф», «Клоп» и «Баня» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Мандат» Эрдмана, «Последний решительный» Вишневского, «Вступление» Германа. Работая над произведениями классической драматургии, Мейерхольд стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [«Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова и др.].

Мейерхольд осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре («Орфей и Эвридика» Глюка, 1911 г.), а в 1935 г. дал новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922 – 1924 гг. Мейерхольд был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938 г.) К. С. Станиславский привлек Мейерхольда к работе в руководимом им оперном театре.

20 июня 1939 г. Мейерхольд был арестован в Ленинграде. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 г. и приговорило режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 г. приговор был приведён в исполнение. В 1955 г. Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Литература: Луначарский А. В. О театре и драматургии, т. 1. М., 1958, с. 108-116, 373-407; Маяковский В. В. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1959; Волков Н. Мейерхольд, т. 1-2. М.; Л., 1929; Гвоздев А. А. Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926). Л., 1927; Алперс Б. Театр социальной маски. М.; Л., 1931; Ростоцкий Б. О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда. М., 1960; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний. М., 1967; Рудницкий К. Л. Режиссёр Мейерхольд. [М., 1969].

Б. И. Ростоцкий

Источник:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 16, 1974, с. 12-13.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского