Габриель Бонно де Мабли

Габриель Бонно де Мабли (Mably)

(14.03.1709 г., Гренобль, – 23.04.1785 г., Париж), французский писатель, историк. Автор сочинений, содержащих утопическо-коммунистические идеи.

Учился в иезуитской коллегии и в семинарии, стал аббатом, затем отказался от духовной карьеры. С 1742 г. находился на дипломатической службе, в 1746 г. оставил её и почти всю дальнейшую жизнь посвятил научным занятиям. Согласно Мабли, человек наделён разумом, который является главенствующим началом, и разнообразными страстями, в том числе "социальными инстинктами", побуждающими его жить в обществе. Мораль и поступки индивида зависят от подчинения его страстей разуму, а это обусловливается достоинствами или пороками законов, сообразно которым живёт общество. "Естественное состояние", не ведавшее частной собственности, неравноправия, развращённости, – наиболее благоприятно для "человеческой природы". Оно было некогда разрушено. Возврат к общности имуществ немыслим, т. к. предрассудки и низменные страсти укоренились слишком глубоко. Однако просвещение, т.е. избавление человечества от заблуждений, может привести к более равному перераспределению собственности, сознательному ограничению потребностей, установлению демократического правления, постепенному искоренению роскоши и потворствующих ей "бесполезных" искусств и ремёсел.

В совершенной республике будет введено всеобщее, равное и бесплатное обучение, призванное воспитывать искусных, физически развитых, добродетельных граждан. Пока разум ребёнка не окреп, следует воздействовать на его чувства, подавая положительный пример, избегая запретов и наставлений. Родители должны с малых лет знакомить детей с обязанностями в отношении общества, внушать неприязнь к изнеженности и неумеренности желаний.

"Разумное", целенаправленное воспитание, начатое в семье, продолжается в государственных школах. Служение общему благу – главная гражданская доблесть и важнейшая нравственная заповедь, которой подчинено всё обучение. Её усвоению должен способствовать культ "Верховного существа", олицетворяющего законы природы и равенство людей. Изучение истории и "естественного права" тоже призвано формировать моральные устои молодёжи.

Особое значение Мабли придавал гимнастическим упражнениям, которые помимо физической закалки приучают детей к дисциплине, усердию и воздержанности. Умение сносить подобно спартанцам любые тяготы являлось, по мнению Мабли, непременным условием правильного воспитания. Если юношей следовало готовить к полноправной общественной жизни, то девушек – к роли будущих матерей и прививать им в первую очередь трудолюбие и скромность.

Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке Французской революции 1793 г. Некоторые произведения были известны и в России в переводах, опубликованных в конце 18 – начале 19 вв.

Литература: Сафронов С. С. Политические и социальные идеи Мабли, в кн.: Из истории социально-политических идей. – М., 1955. – С. 238-264; Lehmann L. Mably und Rousseau. – Bern; Frankfurt/Main, 1975; Blaszke M. Mably – między utopią a reforma. – Wrocław [a. o.], 1985.

K. H. Андерсон

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 536.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу