Софья Николаевна Лысенкова

Софья Николаевна Лысенкова

(24.02.1924 г., Москва – 06.12.2012 г., Москва), педагог-новатор, народный учитель СССР (1990 г.). С 1946 г., по окончании педагогического класса средней школы в Москве, работала учителем начальных классов в школах (с 1974 г. в средней школе № 587).

Лысенкова подтвердила многолетними положительными результатами методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т. п.), способствующих организации процессов учения и управления мыслительной деятельностью учащихся и помогающих детям перейти от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому. Это также создаёт возможности для индивидуализации обучения, развития познавательной активности детей.

Предложенный Лысенковой педагогический приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые при выполнении заданий мыслят вслух и тем самым ведут за собой остальных, задавая уроку общий темп. Система специальных тренировок обеспечивает прочное усвоение понятий, вырабатывает автоматизм умений и навыков, Лысенкова создаёт педагогические ситуации, дающие ученику возможность высказать своё мнение, принять участие в коллективном поиске ответа. Главное место отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку, терминологии предмета. Постепенно к 4-му классу "комментированное управление" переходит в "доказательное комментирование".

Важнейший элемент методики Лысенковой - перспективное опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе (знакомство с понятиями будущей темы, затем их уточнение и обобщение материала, на 3-м этапе открываются новые перспективы, развиваются мыслительные приёмы). Метод обеспечивает высокое качество усвоения знаний и позволяет значительно сокращать период обучения. Лысенкова работала на принципах педагогики сотрудничества.

А. И. Адамский

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 533.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского