Николай Иванович Кудряшёв

Николай Иванович Кудряшёв

[05(18).05.1904 г., Казань, – 14.11.1982 г., Москва], педагог, методист по литературе, доктор педагогических наук (1971 г.), профессор (1972 г.). По окончании Казанского педагогического института (1925 г.) преподавал там же. С 1932 г. учитель литературы в московских школах, районный методист; с 1938 г. – в Институте школ Народного комиссариата просвещения РСФСР, с 1947 г. – в Научно-исследовательском институте средств и методов обучения Академии педагогических наук (с 1949 г. – заведующий сектором обучения литературе). Исследовал общие проблемы литературного образования, научные основы методики преподавания, взаимосвязи изучения отечественной литературы и языка.

Итоговой работой Кудряшёва стала книга "Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы" (1981 г.). Нравственное и эстетическое воспитание (как главную цель курса) Кудряшёв связывал с сознательным усвоением предмета, с созданием атмосферы творческого труда на уроках, с постоянным развитием и расширением познавательных интересов учащихся. Процесс обучения Кудряшёв рассматривал как многостороннее и последовательное сочетание методов: творческого чтения (выразительное чтение, прослушивание записей, чтение с комментариями, беседа о непосредственном впечатлении и т. п.), определяющего начальное знакомство с текстом; эвристического метода (аналитическая беседа, диспут, разбор произведения, отдельных эпизодов и образов по вопросам и заданиям и т. п.) как необходимого этапа изучения целого литературного произведения; исследовательского метода (самостоятельная работа, семинарские занятия, решение проблемных вопросов, формирование навыков продуктивной речи), направленного на становление собственной точки зрения, самостоятельности и индивидуальности языка и мышления; репродуктивного метода (рассказ о жизни и творчестве писателя, обзорная лекция и т. п.), обеспечивающего систематичность и основательность знаний, понимание единства развития литературы. Кудряшёв разработал общую типологию уроков литературы как сочетание различных методов с учётом задач и содержания занятий, этапа обучения, конкретных особенностей литературного материала.

Литература: Беленький Г. И. О методическом наследии Н. И. Кудряшёва // Литература в школе. – 1984. – № 2.

Г. И. Беленький

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 482.

В фонде библиотеки имеется следующее издание: