Яков Львович Коломинский

Яков Львович Коломинский

(р. 11.01.1934 г.) – белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Доктор психологических наук (1981 г.), профессор (1982 г.). Действительный член Белорусской академии образования (БАО). Заслуженный деятель науки Республики Беларусь (РБ). Главный редактор журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989 г.). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ. Закончил педагогический факультет Минского государственного педагогического института им. A. M. Горького (1951 – 1955 гг.). Преподавал педагогику и психологию в педучилище (Гродненская область, 1955 – 1958 гг.), был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958 – 1960 гг.). В I960 г. поступил в аспирантуру Научно-исследовательского института психологии Академии педагогических наук РСФСР (ныне ПИ РАО), где под руководством Л. И. Божович в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», где впервые в отечественной психологии был применен социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил в Минске кафедру Общей и детской психологии Белорусского Государственного педагогического университета. В 1980 г. защитил докторскую диссертацию: «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». Экспериментальные и теоретические исследования вел на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Были установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как парадокс осознания, сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом – переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия: «социально-психологическая рефлексия» (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); «социально-психологическая перцепция» (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); «социометрические установки личности» (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и исследовал явление «презумпции взаимности», описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений – круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как «социально-психологическая наблюдательность», важную для деятельности в системе «человек-человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений – аутосоциометрия.

Основные научные труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса», Минск, 1969; «Учитель и детский коллектив», Минск, 1975, в соавторстве; «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)», Минск, 1976, 2000; «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений», Минск, 1984; «Социальная психология школьного класса», Минск, 1997; «Социальная педагогическая психология», СПб, 1999, в соавторстве; «Психология детей шестилетнего возраста», Минск, 1999, в соавторстве и др.

С. А. Игумнов

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 227-228.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского