|
Георг Кершенштейнер (Kerschensteiner)(29.07.1854 г., Мюнхен, – 15.01.1932 г., там же), немецкий педагог. Окончил Мюнхенский университет (1883 г.), работал преподавателем в коммерческих училищах и гимназиях в Нюрнберге, Швайнфурте и Мюнхене. В 1895 – 1918 гг. городской школьный советник в Мюнхене. С 1918 г. профессор Мюнхенского университета. Кершенштейнер – автор теории гражданского воспитания, которая наиболее полно изложена в книгах "Понятие гражданского воспитания" ("Der Begriff der staatsbürgerlichen Erziehung", 1910 г.) и "Понятие трудовой школы" ("Der Begriff der Arbeitsschule", 1912 г.). Тесно связывал гражданское воспитание с занятием определённой профессией, считал, что цель народной школы – в последовательном приучении детей к прилежанию, добросовестной работе на благо государства. Народную школу и армию рассматривал как важнейшие государственные воспитательные учреждения. Исходил из того, что дети состоятельных родителей получают нужное государству воспитание и дома, и в среднем учебном заведении, находясь там до 18 лет, а дети трудящихся покидают народную школу в возрасте 13-14 лет, когда у них ещё не сформировался характер. В связи с этим предложил создавать обязательные дополнительные школы, предназначенные для работающих подростков, окончивших народные школы. Такие учебные заведения, по мысли Кершенштейнера, должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех предметов. Таким образом, дополнительные школы должны были обеспечить профессионально-техническое обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражданских обязанностей. Кершенштейнер придавал важное значение обстановке вне школы, деятельности различных молодёжных организаций. Реализуя свои идеи, Кершенштейнер перестроил учебные планы народных школ Мюнхена. В них большое место отводилось математике, естествознанию и рисованию. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий. Внимание многих педагогов привлекли организация и методы трудового обучения, предложенные Кершенштейнером. Реформаторские идеи Кершенштейнера оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 века. Они дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли профессиональной подготовки в жизни каждого члена общества. Литература: Левитин С. А. Трудовая школа. M., 1919; Пискунов А. И. Теория и практика трудовой школы в Германии..., М., 1963; Вallauff Th., Sсhaller K. Pädagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd. 3. München, 1973. А. И. Пискунов Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 428. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|