Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

[17(30).12.1904, Петербург, - 14.2.1987, Москва], композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963 г.), действительный член АПН СССР (1971 г.), доктор искусствоведения (1965 г.), профессор (1939 г.). Окончил Московскую консерваторию по классу композиции (1929 г.) и классу фортепиано (1930 г.). Педагогическую деятельность начал в 1925 г. С 1932 г. преподавал в Московской консерватории. С 1952 г. секретарь правления Союза композиторов СССР, с 1962 г. возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. Председатель научного совета по эстетическому воспитанию при Президиуме АПН СССР (с 1969 г.), одновременно был научным руководителем лаборатории по музыкальному обучению НИИ школ в Москве. С 1983 главный редактор журнала "Музыка в школе". Автор музыкальных произведений и работ по музыкальным проблемам современности.

Занимался проблемами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека. Создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично и естественно связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом. В основе его системы наиболее простые и доступные детям формы и жанры музыки ("три кита") - песня, танец, марш, опора на которые даёт возможность уже с 1-го класса без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Важнейшая особенность программы Кабалевского - ее тематическое планирование, которое создаёт условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не различные виды деятельности, а различные грани музыки как единого целого. Кабалевский считал главным не обучать школьников музыкальной (нотной) грамоте, а формировать музыкальную грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного искусства; особое "чувство музыки", заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать связь между её характером и манерой исполнения и т. д. Выступал перед молодёжью с лекциями-концертами, беседами по радио, телевидению, в школах, пионерлагерях и домах пионеров. Автор цикла радиопередач "Детям о музыке".

Сочинения: Избранные статьи о музыке, М., 1963; Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления, М., 1973; Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке, M., 1976; Программа по музыке для общеобразовательной школы, 1-3-й кл., М., 1977; то же, 4-7-й кл., М., 1982; Воспитание ума и сердца, M., 1984; Педагогические размышления, М., 1986; Как рассказывать детям о музыке?, M., 1989.

Литература: Данилевич Л. В., Творчество Д. Б. Кабалевского, М., 1963; Диементман Б., Кабалевский и дети, "Музыкальная жизнь", 1979, № 24; Пожидаев Г., Д. Б. Кабалевский, М., 1987.

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 404.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского