|
Мари Жан Гюйо(28.10.1854 г., Лаваль, – 31.03.1888 г., Ментона), французский философ и поэт. Увлёкшись в ранней юности философией (преимущественно этикой и эстетикой), Гюйо в 17-летнем возрасте получил степень кандидата словесности, а два года спустя начал в должности профессора преподавать философию в лицее Кондорсе (Париж). Основные труды посвящены эстетике, морали и религии ("Проблемы современной эстетики", 1884 г., русский перевод 1889 г.; "Искусство с точки зрения социологии", 1889 г., русский перевод 1891 г.; "Безверие будущего", 1887 г., русский перевод 1908 г., и др.). Главная идея философских произведений Гюйо – убеждённость в творческом могуществе жизни, которую теоретические доктрины могут выразить лишь весьма несовершенно. По Гюйо, необходимо дать человеку свободу в развитии и проявлении жизненных сил и тогда появятся новые, более совершенные формы жизни. Отвергая концепцию "разумного эгоизма", признавал основной побудительной силой жизнедеятельности стремление к "саморасширению" (расширению общения с людьми на основе симпатии и альтруизма). Рассматривая явления духовной жизни с позиций утилитаризма (главным образом биологической целесообразности), считал нравственность необходимым регулятором равновесия жизненных сил. Педагогические идеи Гюйо получили отражение в посмертно опубликованном труде "Воспитание и наследственность". Основную задачу воспитания видел в содействии "расширению детского "Я", привитии моральных основ на благодатную почву детской души. Задача образования (преподавания научных дисциплин, в частности математики) – сообщение фактов; лишь философское образование, по Гюйо, может сформировать способность к рассуждению. Признавая правомерность существования интеллектуальной элиты, считал философское образование полезным и для "посредственного ума", так как оно одно способно объединить разрозненные научные факты за счёт познания их существенных взаимосвязей. Стремясь воплотить свои идеи в практике воспитания, Гюйо составил и издал "Полный курс чтения для употребления в школах". Этическая концепция Гюйо, хотя и не имела прямых последователей, оказала влияние на различные теории нравственного воспитания на рубеже 19 и 20 вв. Литература: Pадлов Э. Л. Принципы философии Гюйо // Журнал Министерства народного просвещения. – 1894. – № 5; Криль Т. Мысли Гюйо о нравственности и воспитании // Образование. – 1896. – № 2/3, отд. 2. С. С. Степанов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 241-242. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|