|
Анна Семеновна Голубкина[16(28).01.1864 г., Зарайск, ныне Московской области – 07.09.1927 г., там же], российский скульптор. Училась в Москве у С. М. Волнухина (1889 – 1890 гг.) и в училище живописи, ваяния и зодчества (1891 – 1894 гг.) у С. И. Иванова, а также в Петербургской Академии художеств (1894 г.) у В. А. Беклемишева. Неоднократно посещала Париж, где занималась в академии Коларосси (1895 – 1896 гг.), работала в собственной мастерской (1897 – 1898 гг.); пользовалась советами О. Родена. Жила главным образом в Москве. Преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1913 –1916 гг.) и в Свободных художественных мастерских – Вхутемасе (1918-1922 гг.). Участница революционного движения (Голубкина хранила и распространяла нелегальную литературу, в 1905 г. организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых дружинников). Голубкина первой из русских скульпторов создала портрет К. Маркса (гипс, 1905 г., Третьяковская галерея) и обратилась к теме пролетариата, стремясь в обобщённых, порой поднимающихся до значения символа образах передать пробуждение рабочих масс ("Железный", 1897 г., "Идущий", 1903 г., "Сидящий", 1912 г., – все гипс, Русский музей, Петербург; "Раб", дерево, 1909 г., там же; "Рабочий", гипс, 1909 г., Третьяковская галерея). В декоративных и станковых композициях Голубкиной социальные мотивы и драматизм содержания порой сочетаются с отвлечённой символикой в духе стиля "модерн" [горельефы "Пловец" ("Волна"; гипс, 1901 г., на фасаде МХАТа) и "Вдали музыка и огни" (мрамор, 1910 г., Русский музей)]. Наиболее значительны выполненные Голубкиной портреты, отличающиеся острым психологизмом, одухотворённостью и внутренней экспрессией – воплощение внешнего облика и сложного, противоречивого духовного мира человека начала 20 в. (портреты: Андрея Белого, гипс, 1907 г., Е. П. Носовой, мрамор, 1912 г., Т. А. Ивановой, гипс, 1925 г., – все Русский музей; А. Н. Толстого, дерево, 1911 г., А. М. Ремезова, дерево, 1911 г., – оба Третьяковская галерея; В. Г. Черткова, дерево, 1926 г., Музей Л. Н. Толстого, Москва). Импрессионистическая текучесть форм, богатство светотеневых контрастов, особенно характерные для ранних произведений Голубкиной, сосуществуют в её творчестве с поисками большей конструктивности и пластической ясности форм. Литература: А. С. Голубкина. Юбилейная выставка. Каталог. М., 1964; Лукьянов С. Жизнь А. С. Голубкиной. М., 1969. И. М. Шмидт Источник:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 41. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|