Франсиско Хинер де лос Риос

Франсиско Хинер де лос Риос (Ginner de los Rios)

(10.10.1839 г., Ронда, Малага, – 18.02.1915 г., Мадрид), испанский педагог и философ. В 1852 – 1853 гг. прослушал университетские курсы в Барселоне и Гранаде. В 1863 г. переехал в Мадрид, где стал активным участником кружка Санс дель Рио. Идеи нравственного совершенствования личности немецкого философа Г. Краузе, изучавшиеся здесь, оказали существенное влияние на формирование мировоззрения и дальнейшую деятельность Xинера де лос Pиоса. С 1866 г. профессор кафедры философии и права Мадридского университета. В 1876 г. для обеспечения независимости научных исследований и преподавательской работы организовал и возглавил Свободный институт воспитания (Institucion Libre de Enseñanza), ставший позднее базовой экспериментальной школой и органом подготовки реформы системы народного образования в стране. В основу педагогической практики института легли идеи Xинера де лос Pиоса, разработанные в многочисленных статьях в "Бюллетене Института" (регулярно издавался с 1877 г.) и отдельных трудах: "Этюдах по философии и религии" ("Estudios filosóficos у religiosos", 1876 г.), "Литературных этюдах" ("Estudios de literarios", 1876 г.), "Этюдах по образованию" ("Estudios sobre Educación", 1886 г.), "Воспитании и образовании" ("Educación у Enseñanza", 1889 г.) и др.

Цель воспитания для Xинера де лос Pиоса – формирование "нового человека" ("hombre nuevo"), основными качествами которого становились оригинальность мышления, интеллектуальная свобода, духовная близость к природе, правовая и гражданская культура, тонкий эстетический вкус, "артистизм" поведения, физическая красота. Задача института – раскрыть разностороннюю творческую индивидуальность детей, содействовать их самоопределению. Программа совместного обучения носила универсальный, "энциклопедический" характер, помимо традиционных дисциплин изучались технология, антропология, экономика, история искусства, общественные науки и труд. Образование в институте представляло единый непрерывный процесс от детского сада до университета. Предлагалось концентрическое построение курса, содержание одних и тех же предметов постепенно углублялось и усложнялось. Вместо учебников использовались конспекты учащихся, обобщавшие услышанное и прочитанное. Методика преподавания ориентировалась на активность и исследовательскую инициативу учеников, умение "практически и теоретически созидать предметы". Особенно широко внедрялись различной формы сократические беседы. Классы имели мастерские. Неотъемлемой частью системы обучения были многочисленные экскурсии определенного предметного профиля: посещение музеев, архитектурных памятников, индустриальных предприятий. По воскресеньям проводились спортивные состязания и игры. Летом институт открывал детские лагеря на берегу моря, организовывал путешествия по всей Испании и за границу (во Францию, Португалию, Великобританию). Дисциплина поддерживалась без принуждения и насилия, на чувстве личной ответственности. Принципам распространенной в Испании иезуитской педагогики противопоставлялись атмосфера дружеских отношений, личностный подход к ребенку, взаимная поддержка и доверие между учителями и их подопечными, тесный контакт с семьей.

Педагогическое и просветительское подвижничество Xинера де лос Pиоса способствовало возрождению национальной культуры, где его идеи оказали влияние на творчество M. де Унамуно и Ортеги-и-Гассета.

Литература: Rios F. de los. La filosofia de don Fr. Ciner. Madrid, 1926; Gomes Molleda D. Los reformadores de la España contemporánea. Madrid, 1966; Ladi A. J. La institucion libre de Enseñanza. Madrid, 1973.

Источник:  Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 544.