Шолом Израилевич Ганелин

Шолом Израилевич Ганелин

[19.11(01.12).1894 г., Полоцк, – 20.12.1974 г., Ленинград], педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1947 г.), доктор педагогических наук, профессор (1943 г.). Учился на юридическом факультете Петроградского университета (1915 – 1917 гг.), окончил гуманитарный и внешкольный факультеты Петроградской педагогической академии (1922 г.). Преподавательскую деятельность начал на вечерних рабочих курсах в Петрограде (1916 – 1917 гг.), затем работал в средней школе в Полоцке. С 1919 г. в Военно-инструкторском политическом институте (1919 – 1920 гг., Петроград), педагогическом техникуме (1923 – 1930 гг., там же), Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена (1924 – 1972 гг.), Ленинградском государственном университете (1931 – 1947 гг.), Институте научной педагогики (1925 – 1939 гг.), Ленинградском филиале (Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики) Академии педагогических наук РСФСР (1945 – 1960 гг.).

Разрабатывал методологические проблемы педагогики, главное внимание уделял взаимосвязи и взаимообусловленности теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, педагогики и психологии, педагогической теории и практики воспитания и обучения. Для Ганелина характерны синтетический подход к вопросам обучения и воспитания, ретроспективный и перспективный анализ компонентов педагогического процесса.

В 1920-е гг. занимался проблемами теории советской трудовой школы, которую рассматривал как строящуюся на основе соединения общего и политехнического образования, широкого использования психологии в учебно-воспитательном процессе. В книге "Основные вопросы советской дидактики" (1929 г., в соавторстве), осмысляя опыт педагогики первых лет советской власти, раскрыл специфику применения средств активизации познавательной деятельности учащихся, предложенных Дальтон-планом, методом проектов, в различных формах комплексирования структуры и содержания учебных курсов. Разработал оригинальную классификацию методов обучения.

В 1950-1960-е гг. создал целостную дидактическую концепцию, в которой охватил основные проблемы обучения. На основе результатов осуществлявшегося под его руководством многолетнего комплексного исследования подготовил обобщающий труд "Дидактический принцип сознательности" (1961 г.). В них впервые в советской педагогической литературе специально рассмотрел проблемы сознательности в обучении, соотношение сознательности и воспитания мышления с формированием активности и самостоятельности учащихся, их мировоззрения; взаимосвязь принципа сознательности обучения с другими дидактическими принципами.

С переходом в 1930-е гг. советской школы на предметную классно-урочную систему обучения значительно углубил и в известной степени пересмотрел свои подходы к теории педагогики. Исследовал вопросы взаимоотношения педагогики с биологией, психологией; различные аспекты воспитания как общественного явления; проблемы методов педагогики как науки. Полагал, что история педагогики призвана решать проблемы, выдвигаемые современной педагогической теорией и практикой. Значительное место в деятельности Ганелина занимали проблемы истории отечественной педагогики и школы: развитие методики обучения в русской начальной школе XVIII-XIX вв., влияние западноевропейской методической мысли на развитие методов обучения в России и пр. В противовес бытовавшему в 1930-е гг. негативному освещению развития советской педагогики 1920-х гг., показал её прогрессивное значение (учебник для педагогических училищ, "История педагогики", 1940 г., в соавторстве). В фундаментальном исследовании "Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в." (1950 г., 1954 г.) впервые поставил ряд новых вопросов, касающихся содержания обучения в гимназиях, революционного движения среди учителей и учащихся; включил в круг исследования деятельность многих методистов, рядовых учителей; дал картину борьбы методических течений.

Итогом историко-педагогической деятельности Ганелина стал вышедший под его редакцией коллективный труд "История педагогики и современность" (1970 г.), в котором ему принадлежит раздел "Педагогические системы прошлого". Выступая против изолированного изучения отдельных педагогических систем, разрабатывал системно-структурный подход к историко-педагогическому материалу, стремился к генетическому анализу развития педагогической теории.

Литература: Pавкин 3. И. Проблемы современности в историко-педагогическом освещении // Советская педагогика. – 1971. – №4; Щукина Г. И., 3енченко Н. С. Ш. И. Ганелин // Советская педагогика. – 1985. – №1; Ш. И. Ганелин: Библиогр. указ. М., 1987.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 191.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского