|
Франсиско Феррер Гуардиа (Ferrer Guardia)(10.0l.1859 г., Алелья, Каталония, – 13.10.1909 г., Барселона), испанский педагог, деятель революционного движения. На самообразование Феррера Гуардиа существенное воздействие оказали популярные в Испании политические теории от крайне "левых" идей "прямого действия" (action directe) до ортодоксальных интерпретаций марксистского учения. В начале своей политической карьеры – анархист. В 1886 г. принял участие в мятеже генерала Виллакампе. После его поражения эмигрировал во Францию, где стал секретарем Руиса Зорильи, одного из лидеров анархистской партии Испании. С 1895 г. преподавал испанский язык в лицее Кондорсе и на курсах Тампль. В 1896 г. получил диплом преподавателя. Свой преподавательский и методический опыт обобщил в пособии "Практический курс испанского языка" ("Espagnol Pratique", Париж, 1895 г.). По Ферреру Гуардиа, успешное обучение зависит от заинтересованности ученика, для ее развития он предложил систему упражнений и дидактический материал, в которых обратился к оригинальным художественным и публицистическим текстам, в том числе по современным вопросам политики, религии, нравственности. Необычность построения и стилистическая яркость учебника обусловили его популярность на протяжении 1-й половины XX века (во многих университетах США использовался до 1970-х гг.). В конце XIX в. перешел на либерально-демократические позиции. Отвергнув насильственные пути преобразования социальных отношений, он считал главным совершенствование человека с помощью просвещения, целенаправленной образовательной политики. В 1901 г. открыл в Барселоне "Современную школу" ("La escuella Moderna") с совместным обучением мальчиков и девочек из различных сословий. "Школа" стала экспериментальным учебным заведением, в котором определялись направления предполагаемой реформы народного образования. Центральное место в программе занимало изучение естественнонаучных дисциплин. При школе работали мастерские и физическая лаборатория, было открыто издательство. В ежемесячном "Бюллетене" (с 1901 г.) Феррер Гуардиа помещал сочинения учащихся, их отзывы о преподавании, а также статьи педагогов об опыте школ Великобритании и Германии, популярные очерки по различным отраслям науки, собственные труды. Феррер Гуардиа проводил идею "рационалистического воспитания", т.е. умственного развития ребенка с максимальным учетом его интересов и индивидуальных особенностей. Считал необходимым для становления личности формирование способностей к саморазвитию, критического мышления, терпимости к иной точке зрения. В качестве универсального метода преподавания выдвигал диалог в различных формах и разновидностях. В работе "Принципы научной морали" ("Los principos de Moral Scientifica") выделены наиболее существенные положения "рационалистического воспитания" полнота сведений, знакомство учащихся с фактами из газет и журналов, отражающими реальное состояние общества, критика "аморальных основ" современного государства и официального патриотизма, особое дружеское взаимопонимание между воспитателями и их подопечными. С 1908 г. Феррер Гуардиа продолжил педагогическую деятельность во Франции. Издавал журнал "Обновленная школа" ("L'Ecole Renouvée"), где поместил программу международного сотрудничества в области "рационалистического воспитания" по направлениям. В 1908 г. при участии Феррера Гуардиа была учреждена "Международная лига за разумное воспитание с детства" ("La ligue internationale pour l'éducation rationnelle de l'enfance"), объединившая педагогов Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии и других стран. В 1909 г. во время восстания в Барселоне Феррер Гуардиа вернулся на родину, был арестован и военным судом приговорен к расстрелу. Литература: Ferrer S. La vie et l'oeuvre de F. Ferrer. Paris, 1962; Delgado C. B. Unamuno educador. Madrid, 1973. Д. А. Ермаков Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 504. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|