|
Иоганн Игнац Фельбигер (Felbiger)[06.0l.1724 г., Глогау, - 17.05.1778 г., Пресбург (Братислава)], австрийский педагог. Окончил теологический факультет университета в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1746 г. поступил в монастырь ордена августинцев в Загане (Силезия), с 1758 г. аббат этого монастыря и попечитель местных школ. Открыл несколько семинарий для подготовки учителей, способствовал расширению и упорядочению сети католических народных школ, улучшению учебной работы в них. Предложенная Фельбигером система школ была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765 г.). В 1773 г. возглавил проведение школьной реформы в Австрии, а в 1774 г. подготовил "Всеобщий школьный устав для немецких нормальных, главных и тривиальных школ во всех имперских наследственных землях", который регламентировал типы школ и организацию обучения в них. В каждом населенном пункте должна была открываться тривиальная школа для обучения детей 6-12 лет грамоте, счету, религии и морали. Кроме того, им сообщались некоторые практические сведения о сельском хозяйстве и домоводстве. В городах и при монастырях создавались главные школы со сроком обучения 3-4 года. Их учебный план включал все предметы тривиальных школ, а также начальные курсы истории, географии, естествознания, геометрии, строительного и землемерного дела, латинского языка. В каждой области или провинции открывались нормальные школы, где в большем объеме изучались те же учебные предметы, что и в главных школах. Обучение в тривиальных школах велось на родном языке, в главных - частично на немецком, в нормальных - только на немецком языке. Разработанная Фельбигером система школ известна в истории педагогики как саганская (от названия Заган), или австрийская. В уставе и рекомендациях закрепились классно-урочная система обучения, совместное обучение мальчиков и девочек, использование одинаковых учебников, прописей и т. д. Большое внимание придавалось катехизации учебного материала - устной его проработке и закреплению в процессе беседы. Для облегчения запоминания учебного материала детьми Фельбигер предложил так называемый буквенный или табличный метод: все, подлежащее запоминанию, сводилось в таблицы, где главные факты, понятия и определения обозначались с помощью первых букв соответствующих слов. Методика Фельбигера страдала формализмом и сдерживала инициативу учителей. Однако она способствовала организации начального обучения на обширных территориях австрийской империи и распространению грамотности. Опыт Фельбигера был использован Ф. И. Янковичем де Мириево в России. Сочинения: Eigenschaften, Wissenschaften und Bezeuge rechtschaffner Schulleute, [Sagan], 1768; Das Methodenbuch für die Lehrer der deutschen Schulen in den K. K. Erblandern, W., 1775. Литература: Volkmer F., J. I. von Felbiger und seine Schulreform, Habelschwerdt, 1890; Schiel A., J. I. Felbiger und F. Kindermann. Ihr Leben und ihre Schriften, Halle, 1902. А. И. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 502. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издание из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|