Христиан Мария Юлиус Эренфельс

Христиан Мария Юлиус Эренфельс (Ehrenfels)

(20.06.1859, Родаун, Австрия - 08.09.1932, Лихтенау близ Кремса) – австрийский философ и психолог, представитель гештальтпсихологии. Ученик Ф. Брентано. Первоначальное образование получил в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем изучал философию в Венском университете (доктор философии, 1885 г.). В 1885 – 1888 гг. работал в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейонга, на представления которого впоследствии оказал существенное влияние. В 1888 г. подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. Эренфельс – экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. – ординарный профессор. Пробовал себя на поэтическом поприще.

Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальткачеств, названных в его честь «качествами Эренфельса». Это – качество «сверхсуммативности» (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество «транспозитивности» (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это – разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). («Über Gestaltqualitäten» // Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophiе. – 1890. – № 14.) Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления.

В наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М. Вертгеймера и В. Кёлера. Сами же гештальт-качества понимались Эренфельсом (в рамках учения Ф. Брентано об интенциональности психики) как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов. В дальнейшем его интересы переместились с экспериментальной психологии на вопросы философии. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальт-принципом (Бог) и неоформленным (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной («Kosmogonie», 1916 г.); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности («Das Primzahlengesetz», 1922 г.). Автор трудов: «Philosophische Schriften», W., 1882 г.; «System der Werttheorie», 2 Bd., 1897 – 1898 гг.; «Grundbegriffe der Ethik», 1907 г.; «Sexualethik», Wiesbaden, 1907 г.; «Die Religion der Zukunft», 1928 г.

И. М. Кондаков

Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 558-559.