|
Михаил Иванович Демков(12[24].03.1859, хутор Скрынный Прилукского уезда, ныне Черниговской обл. – 27.03.1939, Прилуки Черниговской обл.) русский теоретик, историк и популяризатор педагогики. По окончании Киевского университета (1881 г.) преподавал физику и естествознание в Черниговской женской гимназии и Глуховском учительском институте. В 1905-1911 гг. директор Московского учительского института; с октября 1911 г. директор народных училищ Владимирской губернии. С начала 1890-х гг. публиковал статьи по педагогике, дидактике, истории педагогики в журналах "Русская школа", "Русский начальный учитель", "Педагогический сборник", "Вестник воспитания" и др. После Октябрьской революция преподавал педагогику и историю педагогики в Прилукском педагогическом техникуме. В теоретических работах Демков обращал особое внимание на изучение принципов и закономерностей воспитания и обучения. Эмпирическую педагогику (то есть свод правил и гипотетических суждений) расценивал как материал, подлежащий научной обработке при построении педагогической теории. Считал, что педагогике, как и всякой другой науке, присуще стремление формулировать свои законы, приводить их в единую систему; чем сильнее эта тенденция, тем выше уровень развития педагогики. Многие труды Демкова посвящены истории русской и западно-европейской педагогики. Подчёркивая самобытность и оригинальность русской педагогической мысли, он выступал против засилья немецкой педагогики в русской школе, однако переоценивал возможности церкви в развитии просвещения. В сочинениях Демкова представлен обширный фактический материал, имеются подробные указатели педагогической литературы. Важнейшей стороной своей деятельности считал распространение в популяризацию педагогических знаний. Его учебники по педагогике для учительских институтов, учительских семинарий и педагогических классов женских гимназий многократно переиздавались. "Курс педагогики..." (ч. 1-2, 1917-1918 гг.) по сравнению с другими учебниками конца19 - начала 20 вв. (К. Н. Смирнова, Л. А. Соколова, И. В. Скворцова, К. В. Ельницкого) был наиболее полным по охвату педагогической проблематики. Издавал пособия, рассчитанные на народных учителей: например, сокращенное дешёвое издание "Очерки по истории русской педагогики" (1917 г.), "Естественная история для народной школы" (1914 г.). В книге "Русская педагогика в главнейших ее представителях" (1898 г., 1915 г.) и "Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды" (1912 г.) Демков знакомит читателей с биографиями крупнейших педагогов; привлекает внимание к педагогической профессии рассказами из жизни преподавателей и учащихся ("Дары юности", 1915 г.). Написал также рассказы для детей "Уголок детской жизни" (1915 г.). Сочинения: О принципах науки воспитания, "Педагогический сборник", 1898, № 9; История русской педагогии, ч. 1-3: ч. 1 - Древне-русская педагогия (X-XVII вв.), M., 1913; ч. 2 - Новая русская педагогия (XVIII в.). M., 1910; ч. 3 - Новая русская педагогия (XIX в.), М., 1909; История западно-европейской педагогики. М., 1912; Краткая история педагогики, М., 1917; Педагогика западноевропейская и русская. Педагогическая хрестоматия, М., 1911. Литература: Педагогические и другие сочинения М. И. Демкова [библиографический указатель], М., 1916. С. Ф. Егоров Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 250. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|