|
Жан Капель (Capelle)(16.03.1909 г., Кале, департамент Дордонь, – 29.05.1983 г., Сент-Ави, там же), французский деятель народного образования и педагог. Окончил католический коллеж Станислава в Париже и естественно-математическое отделение Высшей нормальной школы. Ректор университета в Нанси (1949 – 1954 гг.), руководил ведомством просвещения во Французской Западной Африке (1954 – 1957 гг.), генеральный директор Национального института прикладных наук в Лионе (1957 – 1960 гг.), управления школ Министерства национального образования Франции (1961 – 1964 гг.), Высшей национальной школы электричества и механики в Нанси (1973 – 1974 гг.). В 1968 – 1973 гг. депутат Национального собрания и представитель Франции в Европейском совете. В педагогических сочинениях Капель наибольшее внимание уделяет структуре и социальным функциям системы образования. Убедительно критиковал архаические черты французской системы образования, её отрыв от жизни, гипертрофированный интеллектуализм, недооценку значения практических знаний и навыков в средней школе. По его утверждению, беспрерывное увеличение контингентов полных средних школ неизбежно понижает академический уровень среднего образования. Капель считал, что успешно усвоить курс полной общеобразовательной средней школы могут в соответствии со своими интеллектуальными способностями примерно 30% молодёжи, а основную массу учащихся следует направлять после окончания базовой школы в профессионально-технические учебные заведения. Именно такая пропорция отвечает потребности современного производства в работниках разного квалификационного уровня. Профессионально-технические училища должны быть для абсолютного большинства их учащихся концом стационарной учёбы, а не промежуточной ступенью образовательной системы, поэтому нецелесообразно устанавливать жёсткую преемственность между программами этих учебных заведений и высших инженерных школ. Капель выступал против предоставления безвозмездной государственной помощи нуждающимся учащимся. Последние могут получать стипендии "в кредит", а после окончания учёбы должны постепенно вернуть государству затраченные на них средства. Ряд положений концепции Капеля служили теоретическим обоснованием школьных реформ, проводившихся во Франции в 1960 – 1970-х гг. Б. Л. Вульфсон Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 416. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|