Ролан Антонович Быков

Ролан Антонович Быков

(12.10.1929 г., Киев, – 06.10.1998 г., Москва), артист и режиссёр, общественный деятель. Народный артист СССР (1990 г.). Один из членов-учредителей Российской академии образования (1992 г.). Впервые снялся в кино в 1939 г., первый спектакль поставил в театре детского творчества в 1945 г. В 1951 г. окончил училище при Театре им. Вахтангова в Москве. В 1951 – 1958 гг. актёр и режиссёр в Московском театре юного зрителя. В 1957 г. организовал при Московском государственном университете Студенческий театр, преобразовав традиционно самодеятельный коллектив в развивавшийся по пути профессионального; в театре начался творческий путь многих, ставших известными актёров. В 1958 – 1960 гг. главный режиссёр Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. С 1960 г. на киностудии "Мосфильм" (в 1986 – 1990 гг. художественный руководитель объединения "Юность"). Одновременно (с 1949 г.) вёл педагогическую работу в театральных коллективах внешкольных учреждений и в творческих учебных заведениях (с 1990 г. художественный руководитель курса на Высших курсах режиссёров и сценаристов в Москве).

Актёр широкого творческого диапазона. Сыграл свыше 100 ролей, в том числе эксцентрического, сатирического, героического, лирического и социального характера. Выделяются его работы в фильмах острой нравственной и гражданской проблематики: "Шинель" (по Гоголю, 1960 г.), "Андрей Рублёв" (1967 г., в прокате с 1971 г.), "Служили два товарища" (1969 г.), "Проверка на дорогах" (1986 г.), "Письма мёртвого человека" (1986 г., Государственная премия РСФСР, 1987 г.), "Комиссар" (1967 г., в прокате с 1987 г.). Экранизировал на телевидении повесть Н. В. Гоголя "Нос" (1977 г., сыграл 4 роли).

Особой сферой творчества стали кино и телевидение для детей и юношества. Как режиссёр разработал некоторые пути обновления детского кино: театрализацию, в том числе в жанре современной музыкальной сказки ("Айболит-66"), использование вариоэкрана (впервые, 1975 г. – "Автомобиль, скрипка и собака Клякса") и др. Широко привлёк в качестве актёров детей. Разработал методику работы с ними в процессе съёмок, направленную на развитие творческих способностей детей и на воссоздание в фильме мира детства. Картины Быкова "Семь нянек" (1962 г.), "Внимание, черепаха!" (1970 г.), "Телеграмма" (1972 г.), "Чучело" (1984 г., Государственная премия СССР, 1986 г.), "Я сюда больше не вернусь!" ("Люба"; 1991 г., Бельгия) сформировали направление в кинематографе, связанное с защитой детства как одной из глобальных мировых проблем. Создание фильмов для детей и юношества рассматривал как сферу искусства особой социальной значимости, обращённую к родителям, обществу, государству в интересах экологии человеческого духа. Фильмы с участием артиста и его режиссёрские работы отмечены премиями на многих международных фестивалях. Основатель и президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (1989 г., современное название с 1992 г.).

Литература: Левшина И. Р. Быков. М., 1973; Львовский М. Г. Человек, которому верят. М., 1990.

С. А. Игумнов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 123.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского