|
Карл Павлович Брюллов[12(23).12.1799 г., Петербург, - 11(23).06.1852 г., Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской Академии художеств (1809-1921 гг.) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-1835 гг. работал в Италии, в 1835 г. вернулся в Петербург, с 1836 г. профессор петербургской Академии художеств. В 1849 г. жил на острове Мадейра, с 1850 г. - вновь в Италии. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, Брюллов стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Брюллова отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Брюллова ("Итальянский полдень", 1827 г., Русский музей, Ленинград; "Вирсавия", 1832 г., Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. Основным произведением Брюллова - картина "Последний день Помпеи" (1830-1833 гг., Русский музей) - изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине "Осада Пскова", 1839-1843 гг., Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Брюллова раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок ("Всадница" - портрет Джованнины Пачини, 1832 г., и портрет В. А. Перовского, 1837 г., - в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839 г., Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836 г., И. А. Крылова, 1839 г., А. Н. Струговщикова, 1840 г., автопортрет, 1848 г., М. Ланчи, 1851 г., - в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни. Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835 г.). Ряд работ Брюллова не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой. Литература: Ракова М. М., Брюллов-портретист, М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963. В. М. Датунов Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 4, 1971, с. 71. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|