Александр Александрович Борзов

Александр Александрович Борзов

[29.07(10.08).1874 г., Воронеж, – 06.03.1939 г., Москва], физикогеограф, доктор географических наук (1935 г.), профессор (1918 г.). Заслуженный деятель науки РСФСР (1935 г.). Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1899 г.). С 1900 г. преподавал географию в различных средних учебных заведениях и одновременно работал в Румянцевской публичной библиотеке (ныне Российская государственная 6иблиотека), где организовал отдел географии и картографии (с 1919 г. заведующий отделом). С 1913 г. в Московском университете (в 1926 – 1938 гг. заведующий кафедрой физической географии) и одновременно в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии и Московском городском педагогическом институте им. В. П. Потёмкина. Директор (с 1928 г.) Научно-исследовательского института географии Московского государственного университета и декан почвенно-географического факультета университета (1932 – 1936 гг.).

В основополагающей статье «География» (1912 г.) Борзов сформулировал основные задачи и цели научной географии, содержание и методику преподавания географии в школе. Эти взгляды Борзова нашли отражение при выработке в 1913 – 1915 гг. новых программ и создании ряда учебников. В докладе на 1-м съезде преподавателей географии (1915 г.) обосновал необходимость внедрения методов наглядного обучения, создания новых типов учебных карт и атласов, организации при школах географических кабинетов и музеев, а также широкой пропаганды научных географических знаний в массах. В начале 20 в. подготовил для учителя серию картин по географии России с объяснительным текстом, которые по своему содержанию являлись ценнейшим методическим материалом при географических описаниях различных районов России. При изучении природы в школьных курсах считал необходимыми организацию и проведение экскурсий, выработку методики краеведческих наблюдений (так называемой малой и местной географии) и на примере географических экскурсий в окрестностях Москвы показал, какое это имеет значение для выработки географического мышления у учащихся.

Большую роль Борзов отводил учебным картам, рассматривая их как средство, помогающее истолкованию взаимосвязи и взаимообусловленности географических явлений на территории какой-либо страны. Как редактор, консультант и рецензент карт и атласов способствовал становлению и развитию учебной картографии. Постоянно подчёркивал значение тесной связи картографии с географией.

После 1934 г. принял активное участие (вместе с Н. Н. Баранским и А. С. Барковым) в реформе школьного географического образования, создании новых программ и учебников.

Известен Борзов также как исследователь Европейской части СССР, особенно много сделавший в изучении рельефа Восточно-Европейской равнины, организации полевых геоморфологических работ, разработке теоретических и прикладных задач геоморфологии. Участвовал в редактировании и составлении ряда оригинальных карт для Большого советского атласа мира и 1-го изд. Большой советской энциклопедии. В 1928 –1938 гг. редактор журнала "Землеведение" Московского общества испытателей природы.

Литература: Соловьев А. И. А. А. Борзов. М., 1949 (лит.); Петухов А. Ф. А. А. Борзов: крат. очерк жизни и деятельности. М., 1951.

И. Г. Нордега

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 110.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу