Александр Бланше

(19.01.1819 – 1867 гг.), французский отоларинголог, доктор медицины. Занимался проблемами обучения глухих, был инициатором организации совместного обучения глухих со слышащими. Служил в должности врача в Парижском национальном институте глухонемых. Бланше не удовлетворяла постановка обучения глухих детей на основе мимической системы. Он считал, что в основе обучения глухих должно лежать устное слово. Что касается типа учебно-воспитательного учреждения для глухих, то им, по его мнению, должны стать классы при народной школе.

С 1850 г. А. Бланше стал осуществлять свою идею в содружестве с одним из учителей Парижского национального института глухонемых Ж. Ж. Валад-Габелем. Бланше открыл в Париже отделения для глухих при районных школах; при этом глухие учащиеся были выделены в особый класс, а «полуглухие» – слабослышащие дети – учились вместе со слышащими.

А. Бланше смог осуществить организацию обучения глухих в условиях народной школы благодаря поддержке со стороны Министерства просвещения и Попечительного общества глухих. По итогам обучения глухих в начальной народной школе издавались отчеты. По ним можно было судить об успеваемости глухих и отношении к ним слышащих детей.

В отзывах комиссии, проверявшей те классы, в которых глухие обучались вместе со слышащими, говорилось, что присутствие глухих в народной школе не только не вредит слышащим детям, но может быть им в некотором отношении даже полезным. Комиссия отмечала также, что глухие мало чем отличались от своих слышащих товарищей. Они были умственно развиты так же, как и слышащие, и наравне с ними успешно овладевали программой начальной школы. Очень важным в этих отчетах было указание на то, что слышащие дети не чуждались глухих.

В 1858 г. А. Бланше издал книгу для учителей народной школы «Руководство для наставника: об обучении глухонемых в народных школах. Краткое изложение конференции, бывшей в 1858 году по распоряжению Министерства внутренних дел». В первой части этой небольшой книги А. Бланше давал общие методические указания по обучению глухих детей в среде слышащих, теоретическое обоснование явления глухоты, описание ее различных степеней. Он выделил две категории глухих: собственно глухонемые и говорящие глухие – полуглухие. В этой части книги А. Бланше сравнивал обучение слышащих и глухих; кроме, того, он индивидуализировал обучение и воспитание глухих соответственно каждой из установленных им категорий. Вторая часть книги была посвящена обучению глухих устной речи. В третьей излагались методики обучения чтению и письму; при этом давалось указание относительно того, как в процессе обучения пользоваться жестами, мимикой и дактильной азбукой. К книге были приложены образцы проведения уроков.

Хотя совместное обучение глухих со слышащими во Франции проводилось в течение непродолжительного периода, оно оставило заметный след в истории сурдопедагогики. Опыт обучения и воспитания глухих в народных школах показал, что их обучение можно сделать более массовым и значительно более дешевым, чем в закрытом институте. В условиях обучения со слышащими глухие дети сохраняли свои связи с родителями и близкими людьми. Глухие дети оказались вполне способными усвоить программу, предназначенную для слышащих детей.

Однако, несмотря на успех этого опыта и наличие разработанных А. Бланше соответствующих руководств, совместное обучение глухих детей со слышащими во Франции просуществовало лишь до тех пор, пока к нему проявляли интерес Попечительное общество и сам А. Бланше.

Источник: Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 295 с., ил.

В фонде библиотеки имеется следующее издание: