|
Джон Беллерс (Bellers)(1654 – 08.02.1725 г.), английский экономист, один из ранних социалистов-утопистов, по характеристике К. Маркса "...истинный феномен в истории политической экономии..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 499, прим.). Утверждением, что рабочие создают трудом больше продуктов, чем это необходимо для их существования, Беллерс приблизился к теории прибавочной стоимости. Критикуя меркантилистов, видел источник богатства не в деньгах, а в труде. Беллерс неоднократно выдвигал проекты социальных реформ с целью избавления общества от имущественного неравенства и нищеты. Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши – выходцы из всех социальных слоев – воспитываются в духе трудолюбия. Соответствующий план изложен в сочинении Беллерса "Предложения об учреждении трудового колледжа". Концепция воспитания: цель – воспитание в духе трудолюбия, превращение частного интереса в общественный, превращение труда в мерило всего. Считал необходимым организацию трудовых колледжей для бедных и богатых, для всех возрастных групп, которые бы совмещали промышленное предприятие и школу, что приведёт к всеобщему вовлечению граждан в труд и в результате к росту благосостояния страны. Принципы построения колледжа: 1. всевозрастность; 2. многонациональность; 3. все виды ремёсел и всё необходимое для них; 4. самоокупаемость; 5. дисциплина, постоянный надзор учителей и руководства; 6. охрана от дурного влияния внешнего мира. Физический труд: наглядный опыт, развитие тела, основа умственного развития, содействует счастью, приносит доход. Отмечал, что излишний умственный труд вредит здоровью, уму, ведёт к потери времени. По мнению Беллерса, физический труд более полезен для человека и общества, должен преобладать над умственным обучением. Воспитание и обучение стимулируются поощрением, соперничеством, наказанием, но не физическим так как оно портит дарование, ослабляет дух необходимый для учения, при этом обида ослабляет память и приводит мысли в беспорядок. Содержание обучения: чтение, письмо, профессиональное обучение с 4 лет. Воспитание: добродетель, подчинение воле Бога, трудолюбие, дисциплинированность. Выделял следующие возрастные группы: ребёнок, подросток, юноша, старение (необходимо уменьшить работу на один час), после 60 лет – назначение надзирателем. Концепция воспитания Беллерса основана на принципе «Не трудящийся да не ест!». По Д. Беллерсу труд представлялся не только средством подготовки к определенной профессии, помимо овладения мастерством он ценил его за общеобразовательные возможности и видел в нем мощный стимул общего развития личности. Сочетая общее образование и труд, воспитанники, по его мнению, смогут обучаться «всему полезному». Трудовой колледж рассматривался Д. Беллерсом как школа, предназначенная для бедных, но где смогут учиться и дети богатых. Проект Д. Беллерса оказался вскоре забытым и был вновь обнаружен лишь в 1817 г. и переиздан Р. Оуэном. Источники:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 3, 1970, с.115; Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. – С. 73; История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А. И. Пискунова. – М., 2001. |