|
Грегори Бейтсон (Bateson)(09.05.1904 — 04.07.1980) – англо-американский психолог, биолог, антрополог, философ, специалист в области психологии семьи, психофизиологии и сравнительной психологии, философской и теоретической психологии, психотерапии. Автор концепции вторичного научения и психотерапевтической методики парадоксальной интервенции. Родившись в аристократическом семействе Кембриджа, Бейтсон с детства увлекался зоологией, интересуясь феноменами анатомической симметрии и обращая внимание на формальный анализ. Образование получил в Кембриджском университете (1924 г., бакалавр гуманитарных наук; 1930 г. – магистр гуманитарных наук). С 1926 г. по 1928 г. работал под руководством А. Уилкинса. В 1928 г. преподавал лингвистику в Сиднее (Австралия). С 1931 г. по 1937 г. Бейтсон – член совета колледжа Св. Иоанна. Одновременно с этим участвовал в многочисленных этнографических экспедициях: в Новую Британию (1927 – 1928 гг.), на Новую Гвинею (1929 – 1931 гг., 1931 – 1933 гг., 1939 г.) и на Бали (1936 – 1938 гг.), где работал вместе с Маргарет Мид, с которой состоял в браке с 1936 г. по 1950 г. Одним из первых стал использовать систематическую киносъемку в полевых этнографических исследованиях. В 1940 г. переехал в США, где занимался преподавательской работой: читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований (1946 г.), в Гарвардском университете (1948 г.), в медицинском колледже Калифорнийского университета (1948 г.). В это же время приступил к работе над проблемой шизофрении («Toward a theory of chizophrenia», Behav. Sci., 1956). С 1962 г. по 1964 г. Бейтсон – директор по исследовательской работе в Институте исследований коммуникаций (ETHOL), член руководства Института ментальных исследований в г. Пало-Альто, член Королевского института интеркультуральных исследований и Американского антропологического общества. Как теоретик Бейтсон сформировался под действием идей Б. Рассела и Л. фон Берталанфи, сторонник психологического направления новых коммуникаций, в котором человек понимается как играющий своим телом в общем оркестре, рассматривал биосферу с позиций квантовой физики. В 1960 – 1970-х гг. уделял особое внимание новым достижениям в кибернетике и информационной теории для социальных наук. Выступал на конференциях и публиковал свои исследования о структуре и функциях коммуникации людей и животных, которые выкристаллизовались у него в концепцию «вторичного научения». Понятие вторичного научения было ключевым, объединяло логический и эмпирический анализ, а также расширяло теорию логических типов Б. Рассела до анализа иерархических категорий. Представления Бейтсона имели также решающее значение для выдвижения гипотезы «двойной связи» («double bind»), разработанной в рамках группы по изучению шизофрении Пало-Альто: общение в семье шизофреника осуществляется на двух противоречащих друг другу уровнях, между которых он принужден выбирать, и каждый выбор санкционируется негативно. Защищал тезис о необходимости экологического подхода к психологии и психотерапии, разработал психотерапевтическую методику парадоксальной интервенции. Основные труды: Balinese Character: A Photographic Analysis, N.Y. (в соавторстве с М. Mead), 1942; Communication: The Social Matrix of Psychiatry, Norton, (в соавторстве с J. Ruesch), 1951; Steps to an Ecology of Mind, 1972; Mind and Nature: A Necessary Unity, 1979; и др. Л. А. Карпенко, И. М. Кондаков Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 45-46. В фонде библиотеки имеются следующие издания:
|