Гастон Башляр

Гастон Башляр (Bachelard)

(27.06.1884, Барсюр-Об – 16.10.1962, Париж)— французский философ, психолог и методолог науки. Основоположник неорационализма как философского течения. Создатель специализированного психоанализа объективного познания. Специального философского образования Башляр не получил и большую часть жизни провел в провинции. В 1912 г. получил степень лиценциата по математике. С 1919 г. преподавал физику и химию в колледже Барсюр-Об (который сам в свое время окончил), в это время начал заниматься философией. В 1928 г. защитил диссертацию по философии, в которой обосновывал «идею приближенного знания». С 1930 г. Башляр - профессор на факультете литературы в университете Дижона, с 1940 г. - профессор Сорбонны, где до 1954 г. руководил кафедрой истории и философии науки. Параллельно возглавлял Институт истории науки при Сорбонне. После 1954 г. - почетный профессор Сорбонны. С 1951 г. - кавалер Ордена Почетного Легиона. В 1961 г. стал лауреатом национальной премии в области литературы. В 30-х гг. Б разрабатывал теорию познания (эпистемологию), в том числе - психоанализ объективного познания, ориентированный на устранение из науки убеждений, сформировавшихся вне специфически объективного опыта. В работе «Новый научный дух» (1934 г.) Башляр представил проектную формулировку неорационализма как подхода. В книге «Формирование научного духа: вклад в психоанализ объективного познания» (1938 г.) предложил термин и идею диалектической сублимации, под которой понимал разновидность процесса преобразования энергии влечений, обеспечивающего замену бессознательного подавления осознанным подавлением и преобразованием, сопровождающихся чувством радости. Другое направление исследований Башляра связано с проблематикой «творческого воображения». В книге «Психоанализ огня» (1937 г.) он исследовал смысл, значение и сексуальный образ огня как связующего звена всех символов. Осуществляя психоанализ огня, Башляр выдвинул идею о существовании группы комплексов, связанных с любовью к огню и огненным субстанциям. Среди них: комплекс Прометея (совокупность побуждений человека, обусловливающих его стремление к обретению знаний, превосходящих уровень знаний его отца и учителей), который квалифицировался им как «Эдипов комплекс умственной жизни»; комплекс Эмпедокла (специфический «зов огня», объединяющий инстинкты жизни и смерти, на основе любви к огню и его почитании), комплекс Новалиса (совокупность удовлетворения чувственной жажды внутреннего проникающего тепла и глубинного ощущения согревающего блаженства), а также комплексы Пантагрюэля, Гофмана и Гарпагона. В последующих работах – «Вода и грезы» (1942 г.), «Воздух и сны» (1943 г.), «Земля и грезы воли» (1948 г.), «Земля и грезы покоя» (1948 г), - анализировались различные аспекты творческого воображения. В книге «Поэтика пространства» (1957 г.) Башляр представил уже существенно переформулированную проблематику теории творческого воображения. Итоговой работой этого направления была книга «Поэтика грез» (1960 г.). Как философ и методолог науки Башляр опубликовал ряд работ, посвященных осмыслению специфических черт мышления, познания и теорий познания нашего времени: «Философское отрицание» (1940 г.) - ключевая работа первого периода творчества Башляра, отражающая основания его понимания неорационализма; «Прикладной материализм» (1949 г.) - работа, излагающая техническую составляющую концепции Башляра; «Рациональный материализм» (1953 г.) - работа, содержащая последнюю, уточненную версию эпистимологии Башляра и др.

Л. А. Карпенко, В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 43-44.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского