Ричард Чэтэм Аткинсон

Ричард Чэтэм Аткинсон (Atkinson)

(р. 19.03.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) – американский психолог. Специалист в области когнитивной психологии, психологии образования, экспериментальной психологии, математической психологии. Автор трехкомпонентной модели памяти. Член Национальной академии наук (1974 г.). Заместитель директора Национального научного фонда (1975 – 1976 гг.), с 1976 г. по 1980 г. – его директор. Имеет награду АПА «За выдающийся научный вклад» (1977 г.). Образование получил в Чикагском университете (1944 – 1948 гг., бакалавр). В 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. Преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния, 1956 – 1957 гг.). В качестве ассоциативного профессора психологии преподавал в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (1957 – 1961 гг.) и Станфордском университете (1961 – 1964 гг.), с 1964 г. по 1980 г. – профессор психологии этого университета. С 1980 г. – профессор когнитивных наук Калифорнийского университета (Сан-Диего) и ректор этого университета.

В 1950 – 1960-х гг. Аткинсон занимался изучением математических моделей обучения и восприятия, интересовался программами компьютерного обучения. В 1960-х гг. обратился к когнитивной психологии. В качестве методологических оснований ориентировался на «компьютерную метафору», проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем – при соответствии задаче сохранения – попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени («Human memory: A proposed system and its control processes» (совм. с Shiffrin R. M.) // In K.W. Spence and J. T. Spence (eds.) The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory, vol. 2, N.Y., 1968). Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард).

Аткинсон был участником 18-го Международного психологического конгресса в Москве (1966 г.). Автор монографий и ряда учебных пособий: «Studies in Mathematical Psychology», Stanford, 1964; «An Introduction to Mathematical Learning Theory», N.Y., 1966 (совм. с Bower G. H., Crothers E. J.), в рус. пер.: «Введение в математическую теорию обучения», М., 1969; «Computer Assisted Instruction», 1969; «Contemporary Developments in Mathematical Psychology», 1974; «Mind and Behavior; Introduction to Psychology», 11 ed., 1993, в рус. пер.: «Человеческая память и процесс обучения», М., 1980.

И. М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 31.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу