|
Борис Владимирович Асафьев(псевдоним Игорь Глебов) [17(29).07.1884 г., Петербург, – 27.01.1949 г., Москва], музыковед, композитор, педагог, академик Академии наук СССР (1943 г.), народный артист СССР (1946 г.). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908 г.) и Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова (1910 г.). Автор опер, балетов и многих других музыкальных произведений (Государственная премия СССР, 1943 г., 1948 г.). В 1918 – 1921 гг. работал в Музыкальном отделе Народного комиссариата просвещения. Один из организаторов общедоступных концертов, для которых писал листовки-пояснения к исполнявшимся произведениям. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, музыкально-просветительских книг, в том числе первого советского музыкального словаря "Путеводитель по концертам" (вып. 1, 1919 г.), а также популярных очерков о композиторах. В 1919 – 1930 гг. вёл преподавательскую и научно-исследовательскую работу в Институте истории искусств (Ленинград). С 1925 г. профессор Ленинградской консерватории. С 1943 г. в Москве, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств Академии наук СССР. С 1948 г. председатель Союза композиторов СССР. Асафьев много сил отдал пропаганде музыки, борьбе против догматических методов в музыкальной педагогике. Понимал музыку как искусство "интонируемого смысла". Это позволило ему научно обосновать тесные связи музыкального сочинения с общественной жизнью и "интонационным словарём эпохи". На основе интонационной теории разработал свою методику преподавания сольфеджио, которую изложил в книге "Речевая интонация" (1925 г., опубликована в 1965 г., содержит 330 примеров из русского и украинского музыкального фольклора). Асафьев предостерегал от использования в системе массового музыкального воспитания методов профессионального музыкального образования, утверждая, что у школьников нужно развивать способности к восприятию музыки как явления жизни, но не как учебной дисциплины. Главным средством приобщения школьников к музыке считал не "обучение", а "наблюдение" (в процессе слушания и самостоятельного музицирования). Участие в различных формах исполнительства (особенно хоровое пение), по мысли Асафьева, развивает слуховую культуру человека, его восприимчивость к музыке. Свои взгляды по вопросам организации музыкально-просветительской работы, организации и методики музыкального воспитания школьников, музыкально-профессионального обучения изложил в статьях, опубликованных в сборниках "Музыка в школе" (1925 г.), "Вопросы музыки в школе" (1926 г.). Многие идеи Асафьева легли в основу современной системы музыкально-эстетического воспитания. Литература: Орлова Е., Крюков А. Академик Б. В. Асафьев. Л., 1984; Крюков А. Б. В. Асафьев. Л., 1984; Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции. М., 1986. Д. О. Чехович Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 61. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|