Николай Иванович Жинкин

Николай Иванович Жинкин

(27.07.1893, Суздаль — 10.10.1979, Москва) - российский психолог, специалист в области психолингвистики, психологии мышления и речи. Доктор психологических наук (1959 г.), профессор (1963 г.). Образование получил в Московском университете, окончив с золотой медалью историко-филологический факультет (1916 г.). Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) с 1923 г. В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии». С середины 50-х г. – старший научный сотрудник лаборатории мышления и речи Института психологии АПН СССР. В 1959 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Механизмы речи», в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. В 1960 г. Жинкин - председатель психологической секции Совета по кибернетике АН СССР, в 1962 - член Союза кинематографистов. С 1963 г. - профессор филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза. Научные интересы Жинкина были обширны и многообразны. Кроме исследования психологии языка, речи и мышления, изучал речевые коммуникации, семантику речи, программированное обучение. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. В своем фундаментальном труде «Механизмы речи» (М., 1958), получившем высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом, Жинкин одним из первых не только поставил, но и реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы психологического и лингвистического анализа. Им был выдвинут ряд фундаментальных идей, сыгравших существенную роль в становлении отечественной психолингвистики. Сюда прежде всего относится положение о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с учетом условий, целей и задач речевой коммуникации. Обращаясь к лингвистике, Жинкин призывал не отрывать изучение языка и речи от человека. Особое место в работах Жинкин занимала проблема декодирования человеком речевого сообщения в процессе его восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении является работа «О кодовых переходах во внутренней речи», где решался вопрос о том, «...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального языка». Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Жинкина о возможности невербального мышления, когда происходит переход на особый код внутренней речи, названный автором предметно-схемным кодом. Своего рода итогом его научной деятельности была монография «Речь как проводник информации», посвященная широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности коммуникации в единую саморегулирующуюся систему - язык, речь, интеллект, а также центральным звеном этого взаимодействия - внутренней речью. Ведущим понятием данной работы является Универсальный предметный код (УПК), являющийся посредником не только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и между национальными языками. Другим важным понятием в данной работе выступает понятие об интеграции, толкуемой как Универсальный процесс, имеющий место при восприятии и порождении речевых произведений любого уровня.

И. М. Кондаков, А. И. Новиков

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 176-177.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу