Власова Татьяна Александровна

Власова Татьяна Александровна

(18 (31).12. 1905, город Буинск (ныне Республика Татарстан) – 16.02. 1986, Москва) — российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент АПН СССР с 26 февраля 1971 года, действительный член АПН СССР с 26 марта 1982 года.

Трудовую деятельность начала после окончания средней школы в 1922 году учителем и воспитателем в школах и детских домах Буинска и позже - Казани. В 1929 году окончила дефектологический факультет 2-го Московского университета и была введена в состав комиссии по организации первого в стране научного центра по дефектологии - Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР (впоследствии стал НИИ дефектологии АПН СССР). Жизнь Власовой была связана с этим институтом, где она заведовала клинико-диагностическим отделением, была заместителем директора и директором. С 1945 по 1963 годы Татьяна Александровна находилась на ответственной партийной работе в аппарате ЦК КПСС, одновременно продолжая научную работу. С 1963 года - снова в НИИ дефектологии АПН СССР как заместитель директора по научной работе. В 1968-1986 годах являлась директором НИИ дефектологии АПН СССР.

Т.А. Власова изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Полученные данные были обобщены в книге: «О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка», способствовавшей упорядочению отбора детей в специальные школы. Систематизировала результаты научных разработок в разных отраслях дефектологии, связывая их с различными категориями аномальных детей. Большое внимание Т.А. Власова уделяла обоснованию принципа и разработке проблем дифференцированного обучения аномальных детей, чему была посвящена ее докторской диссертации. Экспериментальное изучение вопроса о состоянии и возможностях развития остаточной слуховой функции у глухих и слабослышащих детей, осуществляемое под ее руководством и при ее участии, способствовало перестройке всей акупедической работы в специальных школах и детских садах для детей с нарушениями слуха. По ее инициативе были широко развернуты исследования в области дошкольного воспитания и обучения детей разных категорий (с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата), изучению генетических проблем аномального развития и др.

В.А. Суморокова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - С. 149. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С.105-106.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского