Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог (van Gogh)

(30.03.1853 г., Грот-Зюндерт, Голландия, - 29.07.1890 г., Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-1876 гг. служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. - учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-1879 гг. был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. Ван Гог обращается к искусству: посещает Академию Художеств в Брюсселе (1880-1881 гг.) и в Антверпене (1885-1886 гг.), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Ван Гог с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров Боринажа, а позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-1885 гг. В 30-летнем возрасте Ван Гог начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885 г., Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; "Едоки картофеля", 1885 г., фонд Винсент ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, Ван Гог соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.

В 1886-1888 гг., живя в Париже, Ван Гог посещает частную студию; одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887 г., фонд Винсент ван Гога, Амстердам; "Портрет папаши Танги", 1887 г., Музей Родена, Париж). Переезд Ван Гога в 1888 г. в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба – 1888 г., фонд Винсент ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888 г., частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные виноградники в Арле", 1888 г., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888 г., фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа Ван Гога в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; Ван Гог попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890 гг.) и в Овере-сюр-Уаз (1890 г.), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни Ван Гога отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890 г., Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890 г., там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890 г.).

Творчество Ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость Ван Гога, его порывистая экспрессия и трагический пафос; ими определяется особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.

Литература: [Новак Л.], Ван-Гог, [Прага, 1961]; Faille J.-B. de, Vincent van Gogh, Paris, 1939; Weisbach W., Vincent van Gogh, Bd 1-2, Basel, 1949-1951.

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т.4, 1971, с. 285.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Посмотртеть картины Ван Гога

Читать в электронном виде:
Ирвинг Стоун. "Жажда жизни". Повесть о Винсенте Ван Гоге