Василий Порфирьевич Вахтеров

Василий Порфирьевич Вахтеров

[13(25).01.1853 г., Арзамас, - 03.04.1924 г., Москва], педагог, деятель народного образования. Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 г. учитель городского училища в Васильсурске, затем уездного училища в Ардатове. С 1881 г. инспектор народных училищ Смоленской губернии. С 1890 г. в Москве. Участвовал в деятельности Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и внешкольных учреждений. После доклада "О всеобщем обучении" (1894 г.), содержавшего резкую критику школьной политики самодержавия, в 1896 г. был вынужден подать в отставку. Вахтеров дал аргументированное обоснование финансовой возможности введения всеобщего начального обучения в России, определив его обязательный возраст 8-11 годами (6,5% населения) вместо традиционно принятых 7-14 лет (15%). В 1898- 1902 гг. читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах; в 1893-1903 гг. работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 г. по подозрению в пропаганде социалистических идей среди рабочих выслан в Новгородскую губернию, вскоре вернулся в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. В 1905-1907 гг. принимал участие в учреждении Всероссийского учительского союза. Был одним из организаторов и участником Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1913-1914 гг.). 1-го Всероссийского съезда преподавателей русского языка (1916 г.). После Октябрьской революции вел методическую работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза; в 1923-1924 гг. читал лекции на педагогическом факультете 2-го МГУ.

Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной ("новой", "научной") педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обществ, прогресса ("Основы новой педагогики", 1913 г., 1916г.). По Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Научный принцип Вахтеров выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания школьного образования, методов обучения и воспитания.

Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Для сравнения эффективности различных. методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организационных форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса. Вахтеров как теоретик и методист начального обучения следовал общепедагогическим идеям К. Д. Ушинского. Сторонник развивающего обучения, Вахтеров выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребёнка. Составленный им "Русский букварь" (1898 г.) выдержал свыше100 изданий. Одновременно разработал методическое руководство для учителя "На первой ступени обучения" и создал (совм. с Э. О. Вахтеровой) хрестоматию для классного чтения "Мир в рассказах для детей" (ч. 1-4, 1900-1905 гг.).

Его учебные книги строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков. Многое из методики Вахтерова не потеряло своего значения до настоящего времени.

Литература: Королев Ф. Ф., В. П. Вахтеров - выдающийся русский педагог, Советская педагогика, 1960, №1; Вахгерова Э. О., В. П. Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961; Егоров С. Ф., В. П. Вахтеров и педагогика России начала XX в., Советская педагогика, 1983, № 12.

С. Ф. Егоров

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 129.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Документы из архива РАО

Фонд 7, 63 дела, 1870-1950 гг.