Александра Платоновна Усова

Александра Платоновна Усова

[30.10(11.11).1898 г., прииск Надеждинский Иркутской губернии, – 16.07.1965 г., Москва], педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950 г.), доктор педагогических наук (1959 г.). Педагогическую деятельность начала в 1921 г. в Иркутске учителем начальной школы. По окончании Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1926 г.) работала там же. В 1938 – 1941 гг. заведующая кафедрой в Педагогическом институте им. Н. К. Крупской. В 1942 – 1945 гг. заведующая Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. Работала в Научно-исследовательском институте теории и истории педагогики (с 1945 г.), Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания (с 1960 г.).

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

Значительный вклад Усова внесла в разработку проблем детской игры. Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.

Ряд исследований Усовой посвящён разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного творчества в воспитании дошкольников.

Литература: Маркова Т. А. П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1967. – №7; Сакулина Н., Поддьяков Н., Аванесова В. Памяти А. П. Усовой // Дошкольное воспитание. – 1969. – № 9; Селюнина С. Проблемы обучения в педагогическом наследии А. П. Усовой // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 12.

Л. Н. Литвин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 475-476.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу