Цирульников Анатолий Маркович

Анатолий Маркович Цирульников

(19.06.1949, Москва) — российский учёный-педагог, писатель, историк. Основатель методологии и инструментария социокультурного анализа и проектирования развития образования в регионах России, автор исследований российских школьных реформ, доктор педагогических наук (1994), профессор, академик Российской академии образования (2015).

А. М. Цирульников учился в московской школе № 444. Закончил физический факультет МОПИ им. Н. К. Крупской. В конце 1970-х- начале 1980-х годов был сотрудником лаборатории «Прогнозирование развития школы» под руководством Э. Г. Костяшкина в Институте общей педагогики АПН СССР. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы систематизации целей современной общеобразовательной школы». Принимал участие во Временном научно-исследовательском коллективе «Школа» под руководством Э. Д. Днепрова (1988-1989).

В 1990-е годы А.М. Цирульников является советником и временно исполняющим обязанности заместителя министра образования РФ, заведующим лабораторией Института педагогических инноваций РАО (директор В. И. Слободчиков), научным сотрудником Московского института развития образовательных систем (директор А. М. Абрамов). В 1994 году защитил докторскую диссертацию на тему «Вариативность в организации сельской школы».

22 апреля 2004 года А.М. Цирульников избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Являлся главным редактором газеты «Сельская школа со всех сторон» (2000-2005). 26 февраля 2015 года избран академиком РАО.

Более 40 лет Анатолий Маркович Цирульников организует педагогические экспедиции в разных регионах России, выступая по ходу экспедиций одновременно в роли учёного-исследователя, журналиста, эксперта и консультанта для местных педагогов и управленцев. Материалы педагогических экспедиций 1990-2000-х годов послужили основой большой серии книг А. М. Цирульникова, получившей обобщённое название «Неопознанная педагогика». А. М. Цирульников - ведущий разработчик принципов и практики социокультурного реформирования образования в регионах России. Главные его черты: ориентация на сложность и разнообразие, развитие существующего и местного опыта вместо утопического проектирования всеобщего нового порядка, самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ и школ, использование образования как инструмента решения жизненных проблем местных сообществ. Наиболее полномасштабно социокультурный подход к реформированию образования был реализован в 2000-е годы в Республике Саха (Якутия).

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цирульников,_Анатолий_Маркович

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Из тайных архивов русской школы / А. Цирульников. - М., 1992;

История образования в портретах и документах: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / А.М. Цирульников. – М., 2001;

Девять ночлегов с воином, шаманом и кузнецом: очерки по этнопедагогике / А.М. Цирульников. - СПб., 2003;

Неопознанная педагогика: кн. для учителя / А. Цирульников. – М., 2004;

Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях / А. М. Цирульников. - СПб., 2007;

Барские причуды. Меценатство. Новейшая история / А. М. Цирульников. - М., 2006;

Педагогика кочевья / А. Цирульников. - Якутск, 2009.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского