Александр Валентинович Толстых

Александр Валентинович Толстых

(07.07.1953 - 08.03.1997 гг.) - российский психолог, специалист в области психологии личности, детской, возрастной и педагогической психологии, социологии образования. Доктор психологических наук (1994 г.). Член-корреспондент Российской академии образования (1995 г.). Окончил Одесский государственный университет. В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Личность как предмет возрастной и педагогической психологии», а в 1994 г.- докторскую: «Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений». Работал в НИИ Общей и прикладной психологии (ныне Психологический институт Российской академии образования); во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ); возглавлял Федеральный институт социологии образования Министерства образования РФ. В последние годы жизни был директором Исследовательского центра эстетического воспитания РАО. Исследования Толстых в области конкретно-исторической психологии личности раскрывают историческую семантику понятия личность и дают историко-теоретический анализ форм личности. В работах по психологии развития был проанализирован филогенез личности и ее онтогенетическое развитие («Человек и возраст», 1987; «Возрасты жизни», 1988). В работах, посвященных подростковому возрасту, предложена концепция смены социальной ситуации в современном обществе («После детства», 1982), а также авторская версия истории происхождения молодежного неформального движения («Подросток в неформальной группе», 1990). Исследования в области социологии образования были связаны с мониторингом особенностей развития детей радиационно загрязненных территорий. Большое внимание Толстых уделял исследованию проблем, связанных с психологией искусства, в частности психологии восприятия киноискусства («До 16 и старше. Заметки психолога», 1988). Была разработана оригинальная концепция зрелищного общения, как основы зрительской реакции подростков («Психология юного зрителя», 1986), проанализирован педагогический потенциал искусства («Искусство понимать искусство», 1990). Одним из первых в отечественной психологии остро поставил проблему нравственной ответственности практикующего психолога («Морально-этические проблемы психологической практики», 1988). Другое направление исследований Толстых связано с изучением проблемы возраста человека и его принадлежности к определенному поколению в контексте развития личности. В посмертно изданной монографии «Опыт конкретно-исторической психологии личности» (2000 г.) дан историко-философский, культурологический и психологический анализ проблем возникновения и развития понятия и феномена личности, обосновано введенное автором понятие форма личности, впервые в отечественной психологии прослежено становление личности в исторической динамике поколений, а также представлены результаты когортного исследования межпоколенческих различий в российском обществе. Толстых автор большого количества работ научного, научно-популярного и публицистического жанров. Часть его трудов переведена на английский, немецкий, испанский, португальский, финский, чешский и др. языки.

Т. Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 471.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Публикации в журнале "Вопросы психологии"
Новохатько А. Г. , Толстых А. В. Проблема заблуждения в научном познании 81'2 с. 164
Дубин Б. В. , Толстых А. В. Слухи как социально-психологический феномен 93'3 с. 77