Якопо Тинторетто

Якопо Тинторетто (Tintoretto)

(собств. Якопо Робусти, Robusti) (29.09.1518 г., Венеция, – 31.05.1594 г., там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордоне, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 г. работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто уже в ранних работах ("Рождение Иоанна Крестителя", конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина "Чудо св. Марка" (1548 г., Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто вполне сложившимся мастером. В 1550-1560-х гг. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Тинторетто любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость ("Введение Марии во храм", около 1555 г., церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-1564 гг., Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан). Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-1588 гг.), в которой Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение" и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений ("Бегство в Египет" и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто ("Битва при Заре", около 1585 г., Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами "Тайная вечеря" в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-1594 гг.). Особняком в позднем творчестве Тинторетто стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578 г.), полные мягкой музыкальности и грации. Тинторетто писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.

Проникнутое бунтарским духом творчество Тинторетто ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс, до которых докатились отголоски Реформации. Тинторетто немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.

Литература: Виппер Б. Р. Тинторетто. М., 1948; Tietze Н. Tintoretto. London, 1948; Newton Е. Tintoretto. London, [1952].

В. Н. Лазарев

Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 25, 1976, с. 559.

Галерея картин художника