Виктор Маркович Тиктинский-Шкловский

Виктор Маркович Тиктинский-Шкловский

(родился 10.11.1928 г.) - российский психолог и психотерапевт, специалист в области клинической психологии, патологии речи и нейрореабилитации. Доктор психологических наук (1976 г.), профессор (1984 г.), член-корреспондент РАО (1995 г.), действительный член РАО (2001 г.). Председатель межведомственного совета Академии медицинских наук, Российской академии образования, Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ по проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации. Вице-президент Российской ассоциации психотерапевтов, член Президиума Российского общества психиатров. Ректор Института дефектологии и медицинской психологии, главный специалист Министерства здравоохранения РФ по логопедии. Окончил дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена (1951 г.). Профессиональную деятельность начал в Ленинграде в должности районного дефектолога (1951-1959 гг.). С 1959 по 1967 гг. работал в клинической психоневрологической больнице им. И.П. Павлова в должности заведующего логотерапевтическим отделением, одновременно являясь главным специалистом по логотерапии ленгорздравотдела. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему: «Коллективная система логопедической работы и психотерапии при заикании» и был переведен в Москву. С 1967 по 1971 гг. являлся старшим научным сотрудником НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского. С 1971 г. по настоящее время - руководитель отделения патологии речи московского НИИ нейрохирургии Министерства здравоохранения РФ и Федерального научно-методического центра клинической патологии речи и нейрореабилитации. В 1976 г. защитил докторскую диссертацию по медицинской психологии на тему: «Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологический аспекты)». Основным направлением научной деятельности Тиктинского-Шкловского является разработка проблем клиники, диагностики, патогенеза и терапии коммуникативных расстройств, прежде всего патологии речи органического и функционального генеза у детей, подростков и взрослых. Им осуществлены комплексные исследования людей, страдающих заиканием - одной из тяжелых и распространенных проблем речи (1,5—2% популяции). Изучены клинико-психологические, нейропсихологические, психофизиологические и биохимические аспекты патогенеза заикания, создана классификация заикания и разработана комплексная система его терапии, в которой особое место занимают медико-психологические, медико-педагогические и психотерапевтические направления. В процессе исследования процесса восстановления речи и других высших психических функций при очаговых поражениях головного мозга у больных (в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы) была разработана концепция нейрореабилитации на разных этапах развития патологического процесса. Предложены методики невербальной коммуникации, способствующие растормаживанию речи у лиц с тяжелыми расстройствами, ранее не поддававшимися коррекции. Разработана система количественной оценки, используемая в нейропсихологических тестах, которые используются для диагностики нарушенных функций речи, чтения, письма, памяти и т.п. В последнее время Тиктинский-Шкловский уделяет большое внимание изучению нейрофизиологических проблем нарушений речевого развития детей, приводящих к трудностям в обучении. Тиктинский-Шкловский автор монографий: Заикание, М., 1976; 1994; Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, М., 2000 и других работ.

А.Н. Коновалов

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 464.