Василий Александрович Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский

(28.09.1918 г., село Васильевка, ныне Кировоградской области - 02.09.1970 г., село Павлыш той же области), педагог, член-корреспондент АПН СССР (1957 г.), кандидат педагогических наук (1955 г.), заслуженный учитель школы УССР (1958 г.), Герой Социалистического Труда (1968 г.), лауреат Государственной премии УССР (1974 г.). Окончил Полтавский педагогический институт (1938 г.). Педагогическую деятельность начал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. В 1942-1944 гг. директор средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, в 1944-1948 гг. заведующий Онуфриевским роно, с 1948 директор Павлышской средней школы.

Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профмастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания).

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологичском подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 50-е гг. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинского сельскохозяйственного труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. Доминировали установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическая направленность форм и методов производств, деятельности.

В начале 60-х гг. центральной для Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования "мыслящих личностей" (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Это предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, основой воспитания считающую проблему человечности.

В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлении и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.

С середины 60-х гг. Сухомлинский исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был убеждён, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания. Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации. Большое внимание Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели "уроки мышления" среди природы. Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления ("Сердце отдаю детям", 1969 г.). Художественные миниатюры прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской школы и используются современными педагогами.

Сухомлинский стремился к созданию в школе высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действовали коллектив педагогов - энтузиастов-единомышленников и сплочённый ученический коллектив. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитательного воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребёнок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу "воспитания красотой", высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В целостном виде гуманистические педагогические идеи Сухомлинского впервые представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967 г.). Они воплощались в следующих принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания - признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности; воспитание у школьников свободы выбора. Взгляды Сухомлинского на воспитание привели к противоречию с официальной педагогикой и к острой дискуссии с её "консервативным крылом". "Этюды..." были подвергнуты уничтожающей критике, а сам Сухомлинский обвинён в проповеди "абстрактного гуманизма".

В коне 60-х гг. ведущей для Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значит, степени независимого от требований общества. Главной целью воспитания выступало свободное развитие ребёнка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находился ребёнок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.

В последних произведениях Сухомлинского ("Рождение гражданина", "Сто советов учителю", "Разговор с молодым директором школы", "Мудрая власть коллектива") проявляется ряд новых гуманистических идей. Наряду с прежней установкой на интернациональное и атеистическое воспитание приоритет отдаётся украинской этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания - сказкам, мифам, поверьям, легендам. Вместо акцента на всестороннее развитие личности обосновывается идея иерархичности воспитания - ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.

Сухомлинскому были присущи убеждённость в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретической концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Всё это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям - актуальность. Сам Сухомлинский представлял идеал народного учителя, "отдавшего сердце детям". Павлышская школа была научной лабораторией, в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как "Школа под голубым небом" и "Школа радости" (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в педагогическую практику.

Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается на Украине, в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. В Павлышской школе действует (с 1975 г.) педагогический музей Сухомлинского.

Литература: Соловейчик С. Л., Рассказывайте о Сухомлинском, "Юность", 1971, № 4; Тартаковский Б. С., Повесть об учителе Сухомлинском, М., 1972; В о л к о в Г. Н., Советский принцип народности в сочинениях В. А. Сухомлинского, Этнопедагогика, Чебоксары, 1974; его же, Парадокс Василия Сухомлинского, «Советская педагогика», 1993, № 5; Азаров Ю. П., Гражданственность и человечность, "Коммунист", 1976, № 8; Григорьев К., Xандpос Б., Павлыш - продолжение легенды, М., 1976; Филонов Г. Н., Выдающийся педагогический талант, «Советская педагогика», 1978, № 9; Водзинский Д. И., Жизнь и педагогическое наследие В. А. Сухомлинского, Минск, 1979; Pавкин 3. И., Сердце, отданное детям, «Народное образование», 1982, № 1; Борисовскийи А. М., В. А. Сухомлинский, М., 1985; Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского и современная школа, М., 1988; Богуславский М. В., Школа гражданственности и человечности, Кировоград, 1990; Pодчанин Е. Г., Зязюн И. А., Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского, М., 1991; Сухомлинская О. В., Идеи свободы в воспитании, "Свободное воспитание", 1993, № 3; Цыб А. А., В. А. Сухомлинский, Новосиб., 1993; Мухин М. И., Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского, М., 1994; В. А. Сухомлинский. Биобиблиография, сост. А. И. и О. В. Сухомлинские, К., 1987.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 401-402.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского