Бенджамин Маклейн Спок

Бенджамин Маклейн Спок (Spock)

(02.05.1903 г., Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, США – 15.03.1998 г., Сан-Диего, шт. Калифорния, там же), американский педиатр и общественный деятель. Окончил Йельский университет (1925 г.) и медицинские курсы при нём (1929 г.). В 1933-1944 гг. занимался частной практикой в Нью-Йорке.

В 1944-1946 гг. на военной службе. В 1947-1950 гг. адъюнкт-профессор Миннесотского университета. В 1951-1955 гг. руководил отделением детской психиатрии при медицинских курсах Питтсбургского университета.

В 1946 г. опубликовал книгу «Ребёнок и уход за ним» («The pocket book of baby and child care»), в которой обобщил свой опыт практикующего педиатра. Книга имела огромный успех, была многократно переиздана и переведена на иностранные языки. В ней наряду с медицинскими рекомендациями Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Главная идея Спока – признание своеобразия и уникальности личности ребёнка. Он советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребёнка. При этом подчёркивал роль в воспитании родительского авторитета, который, по Споку, не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания Спок назвал «метод терпения»: твёрдость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы, избегая ожесточения, допустить проявление ребёнком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям Спок советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании. Однако некоторые родители восприняли идеи Спока как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретическими ошибками Спока. Оправдалось предостережение Спока о том, что бездумное следование даже самой здравой педагогической концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим Спок в 1957 г. специально переработал свою книгу для второго издания, особо подчеркнув руководящую роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Некоторое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей Спока, но по сути не противоречило его первоначальной концепции и явилось её логическим развитием. Основу дисциплины Спок, как и прежде, видит во взаимной привязанности и любви родителей и детей. В многочисленных публикациях он развивает свои идеи по ряду конкретных педагогических проблем: воспитание приёмных и «трудных» детей, воспитание в неполной семье, влияние семейных конфликтов и разводов на детей, роль отца в воспитании и др.

С 1962 г. Спок был участником движения сторонников мира, организатором ряда антивоенных общественных акций. Общественную деятельность рассматривал как естественное продолжение своей гуманистической педагогики.

Литература: Азаров Ю. Диалог. Заметки о Бенджамине Споке и о современных проблемах воспитания // Новый мир. – 1979. – № 9/10.

С. С. Степанов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 372.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского