|
Владислав Геннадиевич Соколов[15(28).12.1908 г., Рыбинск Ярославской области, – 25.06.1993 г., Москва], хоровой дирижёр, педагог, композитор, создатель отечественной школы педагогов-хормейстеров детских хоровых коллективов, профессор (1951 г.), народный артист СССР (1966 г.). Родился в семье священника, с 6 лет пел в церковном хоре. В 1932 г. окончил училище при Московской консерватории (по классу хорового дирижирования у А. В. Александрова, композиции – у Д. Б. Кабалевского), Московскую консерваторию (1936 г.). В 1936 г. организовал хор при Центральном доме художественного воспитания детей (ныне Центр художественного воспитания Российской академии образования), в том же году начал преподавать в Московской консерватории. В 1956 г. организовал и возглавил Государственный московский хор. Соколов направил свою деятельность на развитие отечественного хорового исполнительства, детского музыкального творчества, пропаганду классического и современного хорового искусства. Созданный им детский коллектив стал творческой лабораторией в разработке методики музыкального воспитания школьников, развития детского певческого голоса, эстетического вкуса детей. В педагогической концепции Соколова выделяется требование высокого профессионализма в процессе освоения произведения, сочетающееся с творческой раскрепощённостью. Овладение музыкальным произведением Соколов связывал с образно-эмоциональным его восприятием. Источником методических исканий педагога служили поэтические и музыкальные тексты. Репетиции и концерты отличались высокой коммуникативностью, когда возникал незримый мост между дирижёром и певцами, своеобразный процесс сотворчества. Эмоциональное начало в педагогическом процессе как одна из основ обретения мастерства сочеталось с развитием вокально-слухового мышления детей и формированием представлений об эталонном звучании голоса. В творческом наследии Соколова чётко прослеживается мысль о том, что в совместной деятельности рождается особая эстетика взаимоотношений дирижёра и детей, создаётся уникальный климат, построенный на глубоком уважении к личности каждого артиста хора. Процесс обучения и исполнительства в методике Соколова были неразрывно связаны. Импровизационное начало особенно ярко проявилось в его концертной деятельности. В исполнение одного и того же произведения Соколов вносил новый штрих, акцент. Создавая условия некоторой непредсказуемости, концентрируя внимание исполнителей на дирижёре, музыкант стимулировал артистические способности детей, формировал их импровизаторские творческие качества. Часто окончательно художественное решение произведения возникало во время его концертного исполнения, что создавало иллюзию рождения образа перед слушателем. С. Н. Морозова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 356-357. |