Шамова Татьяна Ивановна

Татьяна Ивановна Шамова

(22.11.1924, деревня Кузьминка (ныне Венгеровский район Новосибирская область) - 28.07.2010) — доктор педагогических наук, профессор (1980), автор концепции активизации учебной деятельности, основоположник Научной Школы управления образовательными системами. Член-корреспондент Российской академии образования (1993), действительный член Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1998).

С 1942 года обучалась на рабочем факультете при Якутском педагогическом институте. В 1947 году Татьяна Ивановна с отличием окончила физико-математический факультет Новосибирского государственного педагогического Института. 12 лет работала в школе учителем физики, завучем, директором. В 1961-1969 годах была директором Новосибирского Института усовершенствования учителей. В 1966 году защитила кандидатскую диссертацию «Организация познавательных действий учащихся в условиях проблемного обучения (на материале предметов естественно-математического цикла)». С 1969 года переведена в Москву заместителем директора по научной работе научно-исследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР. В течение трех лет с 1978 года работала заместителем главного редактора журнала «Советская педагогика». В 1978 году защитила докторскую диссертацию «Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении)».

В 1982 году Татьяна Ивановна назначена деканом Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПИ. Под руководством Т.И. Шамовой факультет и кафедра стали ведущим научно-методическим и учебным центром системы дополнительного образования, где обучались, повышали квалификацию и проходили переподготовку все категории руководителей образовательных учреждений России. В 1992 году по инициативе и под непосредственным руководством Т.И. Шамовой открывается первая в России магистратура по подготовке менеджеров образования, дающая возможность получения руководителями полноценного профессионального управленческого образования.

Круг научных интересов Шамовой Т.И. был связан с разработкой интерактивных технологий учения школьников; содержанием и технологиями повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, развитием исследований и созданием практического опыта модернизации образования. Все современные учебники педагогики обязательно уделяют достойное внимание концепции активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой, рассматривающей активность как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. В историю отечественной теории внутришкольного управления Татьяна Ивановна Шамова вошла как уникальный автор самой стройной и целостной концепции управленческого цикла.

Литература: Цибульникова, В. Е. Татьяна Ивановна Шамова. Жизнь и творчество / Автор-составитель В. Е. Цибульникова. — М.,2009;

Цибульникова, В. Е. Управление образовательными системами — научная школа Т. И. Шамовой // Управление школой. — 2009. — № 21. — С. 41-46.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шамова,_Татьяна_Ивановна;

http://www.instrao.ru/images/Программа_10_Шамовских._вариант_19.01.18

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Активизация учения школьников Т.И. Шамова. - М., 1979;

Педагогические основы активизации учения школьников: методические рекомендации для руководителей школ / Т.И. Шамова. - М., 1981;

Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления / Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский; под ред. С. И. Архангельского. - М., 1983;

Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения / Т. И. Шамова, К. А. Нефедова. - М., 1985;

Исследовательский подход в управлении школой / Т.И. Шамова. - М., 1992; Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2001;

Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001;

Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. - М., 2005.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского