|
Эдгар Г. Шейн (Schein)(родился 05.03.1928 г., Цюрих, Швейцария) - американский психолог швейцарского происхождения. Специалист в области психологического консультирования, промышленной психологии, психологии личности и социальной психологии, психологического изучения социальных проблем. Один из основоположников организационной психологии. Образование получил в Чикагском университете (бакалавр по общим проблемам обучения, 1947 г.), которое продолжил в Стэнфордском университете (магистр в области социальной психологии, 1948 г.) и завершил в Гарвардском университете (доктор в области социальной психологии, 1952 г.). Является профессором кафедры менеджмента Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте. Член редколлегии «Sloan management review». Соиздатель серии Массачусетского технологического института «Organizational development» (с 1968 г.). Шейн занимался научными исследованиями в самых разных областях, пытаясь прояснить взаимоотношения между индивидуумом и организацией. Его ранние исследования были основаны на наблюдении за идеологическим поведением китайских коммунистов во время Корейской войны и изучением методик промывания мозгов корейским и китайским военнопленным (Coercive persuasion, N.Y., 1961 г.). Затем он обратился к проблеме организационных структур и показал, что используемые в менеджменте методы социализации очень напоминают идеологическое внушение. Занимался активной консультативной деятельностью в сфере бизнеса, написал один из первых учебников по организационной психологии, где помог прояснить концепцию консультативного процесса в области организационного развития (Process consultation: Its role in organizational development , 1969 г.). Затем Шейн обратился к исследованию проблемы развития управленческой карьеры, которую изучал на основании наблюдений за карьерным движением 44 выпускников Массачусетского технологического института. (Career dynamics, 1978 г.). Эти исследования, а также наблюдения за жизнью организаций, которые Шейн консультировал, привлекли его внимание к культуре этих организаций. Он начал исследовать поддается ли она измерению, как развивается и можно ли ею управлять. В книге «Organizational psychology» (1965 г., 1970 г., 1980 г.) Шейн дал интересный обзор этой сферы знания, подчеркнул сложность современных организаций, указал, что необходимо понимать феномен организации в действии, а не только ее структуру, если не хотим стать жертвами этого феномена. Динамику развития организации нужно понимать настолько, отмечал Шейн, чтобы иметь возможность влиять на нее. Его дальнейшие исследования логично перешли от непосредственного анализа организационной культуры к изучению роли руководства организации и его влияния на процессы организационной культуры. Организационная культура и лидерство теснейшим образом связаны друг с другом, лидер создает культуру и управляет ею, подчеркивает Шейн. Результаты своих исследований на эту тему он публикует в книге «Organizational culture and leadership» (1985 г., в русском переводном издании: «Организационная культура и лидерство», СПб., 2002 г.). Под культурой в данной работе Шейн понимает паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия названных проблем. В книге подробно описан метод исследования культуры (названный автором клиническим). Главные выводы: лидеры будущего должны будут находиться в процессе постоянного обучения, стимулировать к обучению своих сотрудников; обладать эмоциональной устойчивостью для управления собственными тревогами; обладать навыками анализа и изменения культурных представлений, умением вовлекать других и обеспечивать их соучастие; уметь постигать представления совершенно новых организационных культур. И наконец, чтобы выжить в неспокойном и разнообразном мире, необходимо понять свои собственные культурные представления, т.е. нужно вначале понять самого себя. Л. А. Карпенко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 527-528. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|