Наталья Ильинична Сац

Наталья Ильинична Сац

14(27).08.1903, Иркутск, - 18.12.1993, Москва], режиссёр, драматург, педагог, Народная артистка СССР (1963 г.). Кандидат искусствоведения (1963 г.). Родилась в семье музыкантов. Получила артистическое образование в московской Драматической студии им. Грибоедова (1918 г.), окончила музыкальный техникум им. Скрябина (1920 г.). С 1918 г. работала в театрально-музыкальной секции Моссовета; организовала один из первых в России постоянных детских театров. Открывшийся в 1918 г. как театр петрушек, марионеток и китайских теней, он вскоре расширил репертуар балетными и драматическими постановками. В 1919-1920 гг. на его основе решением Наркомпроса создан государственный Московский театр для детей (МТД), в котором Сац в 1920-1927 гг. была членом дирекции, а позже художественным руководителем. На сцене организовывались также утренники и концерты с участием известных росссийских музыкантов и певцов. В 1936 г. МТД преобразован в Центральный детский театр (ЦДТ) Для МТД Сац написала несколько пьес, в том числе "Про Дзюбу" (постановка 1929 г.). Среди режиссёрских работ Сац 30-х гг. наиболее значительными были "Сережа Стрельцов" (по пьесе В. Любимовой, 1935 г.) и "Золотой ключик" (по А. Н. Толстому, 1936 г.; премьера в ЦДТ). Одновременно в 1922-1929 гг. Сац руководила школой эстетического воспитания, где накоплен опыт по сочетанию общего образования, общетрудовой подготовки с занятиями музыкой, ритмикой, рисованием, архитектурой, сценическим мастерством.

В 1937 г. необоснованно репрессирована. После 1943 г. жила в административной ссылке в Казахстане. В 1944-1950 гг. главный режисер Театра для детей и юношества в Алма-Ате (современный театр с 1995 г. носит имя Наталии Сац). В 1950 г. заочно окончила ГИТИС.

С 1964 г. организатор, директор и художественный руководитель Московского детского музыкального театра (МДМТ; с 1987 г. академический, с 1994 г. носит имя Наталии Сац). Событиями музыкальной жизни страны были постановки Сац опер "Три Толстяка" В. Рубина (по Ю. Олеше, 1967 г., 1972 г.), "Сестры" Д. Кабалевского (по роману А. Н. Толстого, 1970 г.), "Волшебная музыка" М. Минкова (1973 г.) и др. Ряд спектаклей и концертных программ, поставленных Сац в МДМТ, отмечены Государственной (1972 г.) и Ленинской (1982 г.) премиями.

Разработала систему театрально-эстетического воспитания. По Сац, в организации работы детского театра ведущую роль играет педагогическая часть. Сохраняя возрастную адресную направленность каждого спектакля, репертуар как бы ведёт зрителя от детских сказок к произведениям мировой театральной классики. Пробуждению интереса к искусству и его восприятию способствует и сама обстановка в театре, оформление его интерьеров, предшествующее представлению вступительное слово (мастером этого жанра была Сац), игры и беседы с юными зрителями в фойе и др. Многие педагогические идеи Сац воплощены в архитектуре здания МДМТ (построено в 1979 г.; Сац была консультантом проекта), способствующая целостности эстетического впечатления. При МДМТ создана детская филармония; вокруг театра группируются многие детские театральные коллективы-спутники. С 1978 г. Сац вела в ГИТИСе курс режиссёров детских музыкальных театров (с 1984 профессор).

Сочинения: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розоновым); Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний, М., 1961; Всегда с тобой. Страницы жизни, М., 1965; Новеллы моей жизни, М., 1973; Жизнь - явление полосатое, М., 1991.

Литература: Музыка. Театр. Дети. Н. Сац и её творческая деятельность, М., 1977; Викторов В., Наталия Сац и Детский музыкальный театр, М., 1993.

Р. Н. Сац

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 312.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского