|
Пётр Антонович Рудик(01(13).07.1893 - 29.11.1983), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН, заслуженный деятель науки СССР, основатель отрасли психологической науки - психологии спорта. Петр Антонович закончил с золотой медалью гимназию в 1910 г., за-кончил МГУ, философский факультет в 1915 г. (затем работал там в качестве ассистента). Профессор П. А.Рудик в 1919 г. поступил на работу в Центральный Институт физической культуры и проработал в нем более 60-ти лет, занимаясь научной и педагогической деятельностью в области спорта. Более 48 лет П. А. Рудик заведовал созданной им кафедрой психологии ГЦОЛИФК. За годы работы им было опубликовано более 200 научных трудов: учебников, монографий, учебных пособий и научно-методических статей по самым актуальным проблемам психологии спорта. Под его руководством выполнено и защищено несколько десятков кандидат-ских и докторских диссертаций по проблемам психологии спорта специалистами из многих зарубежных стран и республик СССР. Своими научными исследованиями П. А. Рудик внес большой вклад в разработку таких проблем как: • Психологическая подготовка спортсмена• Развитие внимания в спорте • Двигательные навыки спортсменов • Проблемы двигательных представлений и идеомоторная тренировка • Совершенствование мышечно-двигательных ощущений и восприятий • Специализированные восприятия в спорте • Воспитание эмоционально-волевых качеств личности в спорте • Развитие познавательных процессов - памяти, воображения, мышления спортсмена • Психология соревновательной деятельности • Мобилизация готовности спортсмена • Содержание предсоревновательной психологической подготовки спортсмена • Психологические аспекты тренированности спортсмена • Проблемы психорегуляции в спорте • Борьба с психологическими барьерами в спорте Все работы П. А. Рудика как и его вся жизнь была посвящена идее распространения психологических знаний. П.А. Рудик впервые в отечественной и мировой психологической науке определил понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена; сформулировал пути и методы этой подготовки и указал дальнейшее направление исследований этой проблемы; предложил классификацию психологической подготовки; определил роль и значение тренера в этом процессе; поставил вопрос о унификации методов психологического исследования. П. А. Рудик активно участвовал в создании Европейского и международного сообществ психологов спорта. Подготовил значительное количество профессорско-преподавательского состава для институтов физической культуры. Вопросы, поставленные им, идеи, оставленные им, особенность решения проблем, глубина проработки проблем, установка на внедрение и интеллигентность - все это вместе и характеризует школу профессора П. А. Рудика. Содержание его работ актуально и сегодня. Многие проблемы развиваются в трудах его учеников и последователей. В их числе доктор педагогических наук, профессор В. М. Мельников, принявший от П. А. Рудика в 1978 г. кафедру психологии, изучающий проблемы общей, социальной и спортивной психологии спортсменов. Профессор Родионов А. В., исследующий психологические особенности спортивной подготовки в отдельных видах спорта. Профессора О. А.Черникова, В. В. Стрельцов, Ф. Генов, Н. А. Худадов, доценты Г. И. Савенков, В. А. Гавриленко, Л. Н. Данилина, Г. М. Гагаева, И. Г. Келишев, В. В. Медведев, - конечно, не все ученики талантливого ученого и педагога. Как куратор и руководитель аспирантов на кафедре психологии ГЦОЛИФК он внес большой вклад в подготовку научных кадров не только для России, но и для ближнего и дальнего зарубежья. Нельзя не отметить заслуги П. А. Рудика в организации и руководстве Проблемной лаборатории психологической подготовки спортсменов, членов Сборных команд СССР. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|