Моисей Матвеевич Рубинштейн

Моисей Матвеевич Рубинштейн

[15(27).06.1878 г., Москва, - 03.04.1953 г., там же], психолог и педагог. Окончил в 1905 г. философское отделение Фрайбургского университета (Германия). Вернувшись в Россию, преподавал психологию и философию в Университете Шанявского (с 1908 г.), на московских Высших женских педагогических курсах (с 1909 г.). Приват-доцент (с 1912 г.), профессор (с 1918 г.) Московского университета. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске (1918-1920 гг.). В 1923-1951 гг. преподавал в вузах Москвы (в 1941-1943 гг. - в Красноярском педагогическом институте). Автор трудов по философии, истории педагогики, педагогике и психологии. Редактор серии книг "Великие педагоги" (для этой серии им написана монография о Платоне).

В дореволюционный период разрабатывал главным образом общие философские вопросы воспитания и обучения, связанные с определением целей и задач воспитания, принципов его построения. Искажение цели воспитания в результате одностороннего направления воспитательного воздействий порождает "однобокость" в развитии личности. Понятие личности Рубинштейн неразрывно связывал с понятием культуры. Основная педагогическая задача - "воспитать творца культуры". Изучение детских игр и их значения в жизни ребёнка, исследование вопроса о влиянии военных событий на представления детей убедили Рубинштейна, что дети очень рано включаются в окружающую социальную жизнь. От характера окружающей ребёнка среды и её культурного уровня всецело зависит формирование личности. Согласно Рубинштейну, должна существовать единая цельная система воспитания, охватывающая все возрастные группы. Школа - это только звено, "эпизод" такой системы. Естественным началом её должно быть семейное и общественное дошкольное воспитание, а целесообразным завершением - после-школьная просветительская работа. Постановка этих вопросов и защита принципов их решения на широкой демократичной основе имели важное значение для развития русской педагогической и психологической науки. В 20-30-х гг. Рубинштейн изучал частные проблемы педагогики и психологии: вопросы трудового воспитания, полового воспитания, социально-правовые представления у детей.

Рубинштейн как сторонник идей гражданского воспитания считал главной целью развитие личности человека, самобытной индивидуальности, которая реализует себя в творчестве (культурно-антропологическое направление). Утверждал, что воспитание должно основываться на "идее человечности". По Рубинштейну, общественное воспитание должно быть проникнуто "духом и укладом" семейного и взаимодействовать с ним. Ещё в 1915 г. сформулировал принцип единства деятельности дошкольного, школьного и внешкольного учреждений в союзе с семьёй, что "вместе даёт живое и правдивое целое". В качестве социально-педагогических средств решения этого взаимодействия предложил ввести в учебную программу специальный курс подготовки учащихся к семейной жизни ("отцовствоведение" и "материнствоведение").

Существенным вкладом в педагогическую психологию явились исследования Рубинштейна юношеского возраста. Он выявил наиболее характерные черты и тенденции развития юношества: склонность к рефлексии, самоанализу, стремление к самостоятельности, самоопределению; выработка критериев своего поведения; желание остаться самим собой; потребность в понимании, естественный порыв к людям. Сформулировал основы педагогического подхода к юношеству: уважение к личности и молодёжи в целом, признание её прав, искренность и прямота, беспристрастность в оценках.

Исследовал психологические особенности юных читателей, роль чтения в их психологическом развитии и сделал вывод, что читательские реакции детей носят целостный комплексный характер. Детям свойственны социально-этические оценки; малышей не интересует автор, но они обращают внимание на стиль, язык, форму (её занимательность), иллюстрации. Предложил принципы педагогического руководства детским чтением: опора на детские интересы, отказ от принуждения и морализаторства, предоставление учащимся свободы в выборе книг с учётом их стремления выйти за рамки своего возраста.

Исследовал историю педагогики, видя в ней основу преемственности в развитии педагогического процесса. Критерием отбора явлений прошлого считал потребности современности. Выделял воспитательную функцию историко-педагогического образования. В работе "Трудовая школа в свете истории и современности" (1924 г., соавтор) отразил взгляды сторонников интеллектуально-трудового направления развития школы, считая, что школа не должна быть местом получения профессионального образования, а тем более превращаться в коммуну, абсолютизирующую примитивные трудовые процессы. Учебно-воспитательную систему школы трактовал как "жизненно-трудовые узлы-комплексы", формируемые на основе осознания детьми жизненных потребностей. Он считал, что такой подход обеспечит превращение процесса изучения основ наук в средство разрешения актуальных проблем жизни, которые, в свою очередь, являются своеобразным синтезом различных знаний.

Литература: Никольская А. А., Некоторые аспекты научного творчества M. M. Рубинштейна, Вопросы психологии, 1973, № 5; Богуславский М. В., Соло М. Рубинштейна, "Магистр", 1993, № 5.

А. А. Никольская, М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 285.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского