Джеральд Ховард Рид (Read)

(28.06.1913 г., – 2005 г.), американский специалист по сравнительной педагогике, доктор философии и педагогики, профессор, иностранный член РАО (1993 г.).

Происхождение Дж. Х. Рида – его отец являлся членом расистской организации «Ку-клукс-клан» – вряд ли объясняло приверженность будущего профессора к изучению разных культур. Проведя студенческие годы в колледже Кент Стэйт, Дж. Х. Рид получил степень бакалавра Magna cum Laude, изучая педагогику, историю и испанский язык. Серьёзному изучению зарубежной педагогики способствовала его студенческая поездка на Кубу. В 1938 г. Рид защитил магистерскую диссертацию «История просвещения Кубы», а в 1950 г. – докторскую диссертацию «Военное и гражданское образование в сельской местности Кубы – одиннадцать знаменательных лет (1936–1946)».

Дж. Х. Рид стал одним из организаторов первого в мире Общества сравнительной педагогики (Comparative Education Society, c 1968 г. – Comparative and International Education Society). Будучи в 1956–1966 гг. его научным секретарём, профессор активно участвовал во всех инициативах Общества: учреждении периодического печатного органа «Сравнительно-педагогическое ревю», организации американских и международных конференций и семинаров компаративистов. Впоследствии Дж. Рид стал почётным членом первого международного профессионального объединения педагогов-компаративистов за «открытие огромного количества интеллектуальных и эмоциональных дверей между сообществами, физически и культурно отдалёнными друг от друга».

Особое внимание доктор Рид уделял установлению непосредственного взаимодействия американских компаративистов с зарубежными педагогами. Сама организация Общества явилась логическим результатом «зарубежных исследовательских туров», в организации которых, кроме Дж. Х. Рида, самое активное участие приняли будущий классик американской компаративистики профессор В. Брикман, а также сотрудник департамента просвещения США Б. Гудинутц.

Уже за первые шесть лет своей деятельности Обществом были организованы зарубежные поездки американских компаративистов в 24 страны на пяти континентах. Всего же по разным программам, инициированным Дж. Х. Ридом, в 1956–1986 гг. страны других континентов посетили более 10000 американских педагогов; одновременно несколько сотен их зарубежных коллег получили возможность непосредственно исследовать учебно-воспитательный процесс школ и вузов США.

Первая поездка Дж. Рида и В. Брикмана в Советский Союз состоялась в 1957 году и продолжалась 5 недель. Результатом визита стало подписание соглашения об академическом обмене между США и СССР, согласно которому уже в следующем году делегация из 74 американских педагогов посетила Москву, Ленинград, Киев и Ташкент. Результатом двухмесячной командировки явилось издание инициаторами поездки книги «Изменяющаяся советская школа».

Следует заметить, что политической подоплекой поездки американских компаративистов в СССР послужил запуск советского космического спутника, ставший причиной развёрнутой в США дискуссии «Что Иван знает, а Джонни – нет?» («What Ivan Knows and Johnny Doesn’t?»). По свидетельству современников, первенство Советского Союза в области космических технологий стало причиной «величайшего страха в США, что Советы занимают лидирующее положение в науке, и это повысило необходимость усовершенствования национальной системы просвещения». Тем ценнее становилась деятельность американских педагогов-компаративистов «во времена, когда большинство американцев вряд ли испытывали дружеские чувства и интерес к тому, что происходило по другую сторону железного занавеса». Организаторской инициативе профессора Рида обязан ряд педагогов-компаративистов, в том числе профессор Корнелльского университета (Нью-Йорк, США) (Cornell University) У. Бронфенбреннер, впервые посетивший СССР по программе академического обмена в 1960 г.

Активная деятельность Дж. Х. Рида была по достоинству оценена как у себя на родине, так и в других странах мира. Среди них особо следует отметить присвоение звания почётного члена Академии педагогических наук СССР. В 1993 году Дж. Х. Рид стал почётным академиком Российской академии педагогических наук. Это звание было присвоено учёному на съезде министров просвещения 15-ти бывших союзных республик в Москве.

По приглашению председателя правительства КНР Дж. Х. Рид посетил эту страну с 25 коллегами из других американских университетов в 1973 г. в качестве директора Программы обмена профессоров университетов США - Китай. Впоследствии учёному удалось достигнуть договорённости, согласно которой ряд китайских докторантов изучали педагогику в университетах США, в том числе и в Кент Стэйт.

Одним из результатов знакомства с педагогикой стран «социалистического лагеря» явилось создание при alma mater профессора в 1969 г. специализированного Центра изучения социалистической педагогики.

Как уже отмечалось, профессор «воздал сторицей» родному университету за науку, полученную в студенческие годы. С 1943 г. Дж. Х. Рид преподавал в Кент Стэйт зарубежную педагогику и компаративистику, профессором этого университета он и вышел на пенсию. В 1987 г., выделив значительную сумму из собственных сбережений, Дж. Х. Рид инициировал создание при Кент Стэйт Центра международного образования. Целями деятельности Центра стали методическое обеспечение программ, связанных с международным образованием, а также поддержка международного студенческого обмена, исследовательских проектов интернационального культурологического характера. Сегодня впечатляет одно лишь перечисление зарубежных исследовательских центров, обучение в которых предлагает Кент Стэйт своим старшекурсникам, аспирантам и докторантам.

С самого начала своего развития Центр продолжил традиции организации Дж. Х. Ридом серий лекций, которые проводят выдающиеся учёные, писатели и общественные деятели, а также целевых поездок американских исследователей для непосредственного знакомства с зарубежными системами народного просвещения. С 1990 г. при участии школьных учителей штата Огайо Центр проводит летние мастер-классы, на которые приглашаются делегации преподавателей и профессоров из-за рубежа. Характерно, что первой делегацией, участвовавшей в такой летней школе, стала российская, а среди нескольких десятков зарубежных учёных, которые проводили кратко- и долгосрочные исследования в Кент Стэйт с 1990 г., значительную часть составляют представители бывших союзных республик.

Успешная деятельность Центра обусловлена чётким регламентом, выработанным его сотрудниками в соответствии с университетским «планом по осуществлению интернационализации». Деятельность Центра отмечена многими американскими научными и педагогическими ассоциациями. Так, в 1998 г. Центр был удостоен награды Ассоциации педагогических колледжей США за вклад в развитие международного педагогического образования.

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания: