|
Тамара Григорьевна Рамзаева(р. 28.10.1928 г.), действительный член Российской академии образования (избрана 11.04.1996 г.), состоит в Отделении общего среднего образования, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. После окончания с отличием факультета русского языка и литературы Горьковского педагогического института Т. Г. Рамзаева три года работает преподавателем русского языка и литературы в средней школе и пять лет в педагогическом училище № 2 Ленинграда. В 1958 г. она поступила в аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена и успешно защитила кандидатскую диссертацию по методике русского языка на тему «Усвоение младшими школьниками синтаксических отношений в предложных конструкциях». В 1974 г. ею защищена докторская диссертация на тему «Взаимосвязь лексики, словообразования и грамматики как методическая основа обучения младших школьников русскому языку». Более сорока лет жизнь Т. Г. Рамзаевой неразрывно связана с университетом им. А. И. Герцена. Здесь она прошла путь от ассистента до профессора, стала ведущим специалистом в области методики преподавания русского языка. В 1960-1970-е гг. в педагогических вузах страны стали создаваться факультеты начальной школы, которые в параллели с педагогическими училищами занимались подготовкой учителей начальных классов. В ЛГПИ им. А. И. Герцена появляется кафедра педагогики и методики начального обучения, которую и возглавила Т. Г. Рамзаева. Как талантливый руководитель, она смогла объединить усилия специалистов по педагогике и частным методикам в решении актуальных проблем начального образования. Область научных интересов Т. Г. Рамзаевой очень широка. Основным предметом ее исследований является проблема начального языкового и литературного образования во всей ее многоаспектности применительно к школе и вузу. В научных трудах, перечень которых насчитывает более 200 работ разных жанров, нашли отражение такие актуальные вопросы, как взаимосвязь языкового образования, речевого и литературного развития, методические условия развивающей познавательной деятельности учащихся в процессе изучения русского языка, межпредметные и внутрипредметные связи в начальном обучении русскому языку, реализация функционально-семантического принципа в содержании обучения русскому языку и речи. Т. Г. Рамзаева вносит большой вклад в разработку актуальных проблем подготовки учителей начальных классов как председатель учебно-методической комиссии при Министерстве народного образования РСФСР и как член президиума Научно-методического совета по педагогике и методике начального обучения при ГУвузе Государственного комитета РСФСР по народному образованию. Являясь председателем специализированного совета института по защите кандидатских диссертаций и членом двух докторских спецсоветов, Т. Г. Рамзаева способствует росту научных кадров страны. За годы работы на кафедре методики начального обучения Т. Г. Рамзаева создала свою научную школу, воспитала большое число аспирантов. Через её руки прошло около трёх тысяч студентов-герценовцев, а учебное пособие для вузов «Методика обучения русскому языку в начальных классах», созданное в соавторстве с М. Р. Львовым и Н. Н. Светловской, значительно расширяет рамки этой аудитории. Лекции Тамары Григорьевны, живые и эмоциональные, учат думать, требуют полной отдачи от студента, воспитывают учителей-единомышленников. Наиболее значимым результатом научно-исследовательской
деятельности Т. Г. Рамзаевой является создание полифункциональной
лингвометодической системы начального языкового образования на речевой
основе, реализованной в авторском учебно-методическом комплекте для
начальной школы и педагогических вузов, который включает: Разработанная Т. Г. Рамзаевой система обучения родному языку выдержала проверку временем, и сейчас, когда появилось много альтернативных программ и учебников, ее система остается лучшей, поскольку основана на глубоком знании законов лингвистики и психологии младших школьников. Совершенно закономерным поэтому является тот факт, что учебники Т. Г. Рамзаевой включены в учебно-методический комплект «Классическая начальная школа». Научные идеи Т. Г. Рамзаевой получили международное признание. Она неоднократно выезжала в разные страны для чтения лекций, ее приглашали в качестве эксперта школьных учебников в Болгарию, руководителя секции на X Международный конгресс по проблемам образования в Праге (1989 г.), докладчика на 39-й съезд Международной ассоциации по чтению (США, 1993 г.). Т. Г. Рамзаева создала в соавторстве с Е. И. Лобчук учебник «Русский язык» для начальных школ Украины. В течение многих лет Тамара Григорьевна являлась председателем учебно-методической комиссии при Министерстве народного образования РСФСР, членом президиума научно-методического совета по педагогике и методике начального обучения Государственного комитета по народному образованию. Академик Т. Г. Рамзаева является членом общественного редакционного совета журнала «Начальная школа», систематически публикует в журнале различные тематические статьи, помогающие учителю ориентироваться в сложных проблемах современного языкового образования. Тамара Григорьевна создала научную школу, воспитала целую плеяду молодых ученых для вузов разных городов России и ближнего зарубежья. Под ее научным руководством подготовлены и успешно защищены более 40 кандидатских и одна докторская диссертации. Т. Г. Рамзаева способствует росту научных кадров страны, активно работая в докторских диссертационных советах в качестве председателя или его заместителя. Заслуги Т. Г. Рамзаевой отмечены многими орденами и медалями. Среди них орден «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», значки «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР», нагрудный знак «Почетный работник высшего образования Российской Федерации». В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|