|
Джозеф Пристли (Priestley)(13.03.1733 г., Филдхед, близ Лидса, - 06.02.1804 г., Нортамберленд, штат Пенсильвания, США), английский философ, естествоиспытатель, психолог и педагог. Родился в семье ткача. По окончании духовной академии стал священником. За участие в обществе "Друзья Французской революции" подвергался гонениям со стороны официальных властей и духовенства. Занимался активной педагогической деятельностью. В созданных им в Нидхеме и Нантвиче частных школах преподавал латинский, греческий, французский языки. Был также автором популярной английской грамматики. С 1761 г. преподавал в Уоррингтонской академии; читал курсы теории языка, литературы, риторики. В 1767 г. избран членом Лондонского Королевского общества. Член Парижской Академии наук (1772 г.), почетный член Петербургской Академии наук (1780 г.). В 1794 г. эмигрировал в США. Под влиянием идей французских просветителей Пристли отвергал учение о "духе" как особой субстанции, доказывал материальное единство мира. Согласно Пристли, дух (сознание) представляет свойство материи, движущейся по неотвратимым, изначально присущим ей законам. Вместе с тем полагал, что сами эти законы созданы Божественным разумом. Выступал против теории врождённых идей. Развивал и популяризировал учение Д. Гартли о том, что все психические процессы, включая абстрактное мышление и волю, совершаются по укоренённым в нервной системе законам ассоциации. Исходя из теории ассоцианизма, доказывал, что человек, его сознание и психика формируются в результате воздействия внешней среды и воспитания. На этом основании Пристли определил педагогику как науку, которая может и должна целенаправленно воспитывать подрастающее поколение. Полагал, что воспитание - это такое же искусство, имеющее под собой научную основу, как земледелие, архитектура, судостроение. Согласно Пристли, подобно тому как существуют законы в области механики, химии, физики, существуют и законы развития психики. Поэтому возможно установить объективные способы правильного воздействия на человеческий разум, т.е. путём наблюдений и экспериментов можно вывести законы воспитания и обучения. Пристли резко критиковал современную ему школу зубрёжки, требовал расширить содержание образования за счёт естественнонаучных предметов и введения активных методов обучения. Сочинения: An essay on a course of liberal education for civil and active life, L., 1765; The theological and miscellaneous works, v. l-25, L., 1817-32; в русском переводе - Избранные сочинения, М., 1934; в книге: Английские материалисты 18 века, т. 3, М., 1968 Литература: Holt A. D., A life of J. Priestley, L., 1931; Gillam J. G., The crucible: the story of J. Priestley, L., 1954. M. Г. Ярошевский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 196. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|