|
Московский печатный дворпервая в России типография. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём. В 1909 году перед фасадом Печатного двора был установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (в советское время перемещён к Третьяковскому проезду). Печатный двор упоминается в записках Генриха фон Штадена «О Москве Ивана Грозного». В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали здесь первую датированную книгу «Апостол». При Печатном дворе были изданы Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие книги. В разгар Опричнины Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу, однако в 1587 вернулся в Москву на Никольскую улицу. В 1612 году пострадал от пожара Москвы. В 1620 году была выстроена двухэтажная каменная палата, куда перевезли семь типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В первой половине XVII века на московском Печатном дворе работал Василий Бурцов-Протопопов. При Алексее Михайловиче рядом с Печатным двором были устроены Приказ книгопечатания, Правильная палата и библиотека. В основу последней легли многочисленные греческие рукописи, привезённые из Афона для патриарха Никона. Постройки Печатного двора в течение XVII века обновлялись, к концу века штат Печатного двора составлял 165 человек. В целом, с 1564 по 1711 год тут было отпечатано около 700 изданий книг, среди которых были так называемые «четьи» книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий. В 1721 году Печатный двор был подчинён Священному Синоду, а типография преобразована в Синодальную. Незадолго до реформы, в 1703—1711 годах, на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости». В конце XVIII — начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811—1815 годах монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов А. Н. Бакарева и И. Л. Мироновского. Её постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, не раз достраивались или переделывались в «русском стиле». Дворовую часть восточного корпуса в 1871 году оформил архитектор Михаил Чичагов. Фасады Печатного двора со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик. Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872—75 годах архитектор Н. А. Артлебен. По его проекту возведён так называемый теремок с нарядным, богато декорированным в формах XVII века шатровым крыльцом и полихромной раскраской (в интерьере — росписи палехских живописцев). Надстройка третьего этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов выполнены в 1890-х годах архитектором С. С. Слуцким. В 1890-х годах книгохранилище реставрировал архитектор В. А. Гамбурцев, по результатам которого опубликовал «Заметки о ремонте Старого Печатного двора при Московской Синодальной Типографии». В 1917 году Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931 г. — Историко-архивный институт (ныне РГГУ). |