|
Александр Фёдорович Остроградский[1853 — 03.08 (22.07).1907, Петербург], сурдопедагог. Педагогическую деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 перешел в Петербургское училище глухих, хотя и не имел специального сурдопедагогической подготовки. В 1886 командирован в Германию, где ознакомился с так называемым звуковым методом преподавания. В 1887 приступил к перестройке организационно-методической работы в Петербургском училище на основе принципов, изложенных им впоследствии в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889). Добивался приближения организации учебной работы и содержания обучения глухих к содержанию обучения слышащих детей в городских училищах по Положению 1872. В 1893 выпустил «Книжку по грамоте» — пособие по усвоению грамматических правил русского языка. Остроградским были также составлены и другие учебники и пособия, в частности «Рассказы из русской истории со статьями о жизни первобытных людей» (1900) — первый специальный учебник по русской истории для глухих. В 1897 открыл курсы для подготовки сурдопедагогов, в 1898 организовал выпуск журнала «Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их». Исследуя физиологию действия органов речи, Остроградский пришёл к важному в педагогическом отношении выводу, что при несовершенстве органов речи на них можно воздействовать посредством специальных упражнений. Он разделил звуки русского языка на концентрические группы по особенностям артикуляции. На помощь ребёнку в освоении звуков привлекались его руки и зеркало, что способствовало формированию восприятия речи на зрительной основе, а также за счёт кинестетических и вибрационных ощущений. Эта, казалось бы, стройная методическая система в первоначальный период обучения глухих не способствовала, однако, их общему умственному развитию. Её основным недостатком было то, что обучение устной речи не отделялось от чтения с губ и обучения грамоте. Подчинение постановки звуков обучению грамоте приводило к сужению круга знаний глухого учащегося в начальный период обучения. Создавая методику обучения звуковой речи, Остроградский не придавал также должного значения использованию остаточного слуха у глухих детей. Литература: Басова А. Г., Егорова С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 11. А. Г. Басова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 521. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|